JA Purity III - шаблон joomla Авто

Архиепископ Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 31 мая 1860 г. в деревне Косовка Свирского уезда Киевской губернии в семье дьякона Льва Ольшевского.

 

 

архиепископ Сильвестр


Учился в Киевской духовной семинарии, которую окончил в 1883 г., а затем в Духовной Академии. Будучи воспитанником семинарии, выполнял послушание чтеца знаменитого догматиста профессора КДА архимандрита Сильвестра (Малеванского). В обязанности Иустина входило чтение вслух имевшему слабое зрение профессору сочинений богословского характера. По окончании КДА Иустин Львович получил степень кандидата богословия, а затем работал учителем в церковно-приходской школе с. Липовка Киевской губ., законоучителем в двухклассном министерском училище мест. Шпола.

Местечко Шпола, одно из беднейших в губернии, было почти целиком заражено штундизмом. Обстоятельно изучив учение секты, Иустин Львович пришел к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу и подал докладную записку митрополиту Киевскому Платону (Городецкому), эти соображения были полностью приняты, и Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии. С 1890 г. по 1910 г. исполнял обязанности епархиального миссионера в Полтавской губернии.

В 1892 г. в Троицкой семинарской церкви в Полтаве Иустин Львович был рукоположен во священника, через 10 лет он был возведен в сан протоиерея. Епархиальное начальство высоко ценя заслуги протоиерея Иустина неоднократно предлагало принять ему сан архиерея, но он по своему смирению всякий раз отказывался. 10 декабря 1910г. в Полтаве протоиерей Иустин был пострижен в монашество с именем Сильвестр, а 3 января 1911 г. в Петербурге митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) совершили хиротонию архимандрита Сильвестра во епископа Прилуцкого, викария Полтавской епархии.

В 1914 г. епископ Сильвестр был назначен епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии, а через год - епископом Омским и Павлодарским. Участвовал в работе Поместного собора 1917/18 г., в январе 1918 вернулся в Омск. 6 февраля 1918 г. был арестован за "контрреволюционную деятельность", но освобожден через два дня из-за начавшихся массовых народных волнений в городе.

В апреле 1918 г. патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа. В ноябре 1918г. он избран главой Высшего временного церковного управления Сибири. В конце 1919г. при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния". Прибив руки святителя гвоздями к полу, безбожные изверги раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем пронзили ему сердце.

Архиепископ Василий (Богоявленский) родился 1 февраля 1867 г. в семье священника в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии. Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью ко Святой Церкви и земному Отечеству и поэтому, по достижении совершеннолетия, решил пойти по стопам отца. По окончании Тамбовской семинарии в 1888 г. он был рукоположен во диакона и служил на приходе в деревне Старая Дегтянка, совмещая служение с трудом учителя одноклассной церковно-приходской школы. В марте 1890 г. Василий принял священство и был назначен в деревню Овсянки Тамбовской губернии, где прослужил 6 лет.

Неизлечимая болезнь супруги заставляет о.Василия подумать о других условиях служения Церкви. В 1896 г. он решил поступить в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1900 г., получив степень кандидата богословия. Бывший тогда ректором Академии епископ Антоний (Храповицкий) предложил о. Василию остаться в Казани в качестве преподавателя.

С 1905 г. о. Василий служил в кафедральном соборе Казани, и в 1907 г. стал членом духовной консистории. Через год умирает его жена, и о. Василий по благословению вл. Антония оставляет Казань и и поступает в Александро-Невскую Лавру, где принимает пострижение в монашеский чин с оставлением ему прежнего имени. После пострижения он был назначен ректором Черниговской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

26 июля 1909 г. в Александро-Невской лавре архимандрит Василий был рукоположен во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Через два года вл. Василий стал епископом Черниговский и Нежинским. С именем преосвященного Василия было связано множество начинаний в епархии: постройка странноприимных домов для паломников к мощам св. Феодосия, санатория для воспитанников семинарии, открытие второго женского епархиального училища, устройство целого ряда благотворительных учреждений. Благодаря миссионерской деятельности братства во имя св. Михаила Черниговского, возглавляемого еп. Василием, обратилось в единоверие большое количество старообрядческих беглопоповских и беспоповских поселений. В епархии было создано единоверческое Старообрядческое благочиние, в ведении которого насчитывалось 18 церквей, в них богослужения совершались по древнеправославным обрядам. Большое внимание епископ уделял благотворительности. Стараниями владыки Василия в тяжелые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований для пострадавших от неурожая губерний.

В 1916 г. епископ Василий был возведен в сан архиепископа и назначен исполняющим обязанности председателя издательского отдела при Святейшем Синоде. После февральской революции он был арестован и доставлен в Петроград. Ему были предъявлены нелепые обвинения: “узурпация власти” и “стремление к наживе”, имя его было оболгано в печати. И хотя невиновность его была доказана, по указу временного правительства он был освобожден от присутствия в Синоде и уволен на покой с назначением управляющим Николаевской Теребенской пустыни Тверской епархии.

Но затем владыка был вызван в Москву для участия в Предсоборном совещании, а в августе был назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря в Москве. Он принимал участие в Поместном Соборе 1917/18 гг.

Когда в Перми большевики убили архиепископа Андроника, Собор решил направить в туда комиссию для расследования обстоятельств злодеяния во главе с владыкой Василием. В комиссию вошли архимандрит Матфей, ректор Пермской семинарии, и миссионер Алексей Зверев. Архимандрит Матфей (в миру Михаил Владимирович Померанцев) был делегатом Поместного собора от монашества и входил в комиссию, занимавшуюся вопросами гонения на православную церковь. По его инициативе был поднят вопрос о “так называемом большевизме в Церкви”. Архимандрит Матфей также был одним из участников расследования убийства митрополита Владимира Киевского.

Комиссия собрала обширный материал о пермских событиях. Когда по окончании расследования комиссия возвращалась в Москву, то 27 августа в вагон ворвалась банда красноармейцев. Они убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого архиепископа Василия сбросили с Камского моста в реку. Тело владыки и убитых вместе с ним похоронили крестьяне. К могилам мучеников начались паломничества. Чтобы воспрепятствовать этому, большевики ночью выкопали тела и предали их сожжению. По другой версии, архиепископ Василий был арестован и после непродолжительного тюремного заключения расстрелян вместе с другими членами комиссии.

митрополит Серафим

 

Митрополит Киевский Серафим (в мiру Федор Бонь) родился в Закарпатье в 1959 году в семье карпато-россов. В 15-летнем возрасте он познакомился с афонским иеромонахом Мелетием Русчаком. Вот как свидетельствует об этом сам Вл. Серафим: «Мне сказали, что здесь на горе в лесу есть священник слепой. Он выдавал себя за слепого, не способного к чтению, а могущего только обслужить себя. Один мой родственник, Василий, ходил к нему на вычитки. Я не знал, как попасть к отцу Мелетию и попросил Василия провести меня туда (я надеялся, что у него есть Псалтирь и я смогу ее купить). Первый раз я попал к о. Мелетию осенью 1974 года».

о.Мелетий

о.Мелетий

Почти семь лет о.Мелетий испытывал Федора Боня в вере. Поначалу он ничего не говорил ему об МП, но позже стал ему объяснять, чем является т.н. «Московская Патриархия». Ему постоянно приносили «Журнал Московской Патриархии», поэтому о.Мелетий был в курсе всех дел и объяснял это будущему Митрополиту. На вопрос Федора - совершаются ли таинства в МП, иеромонах Мелетий кратко ответил: По канонам Православной Церкви – нет. В 1981 году он крестил Федора в день Св. муч. Иулиании. Крестным отцом Федора был Петр Легач, который своей жизнью явил не только образ настоящего христианина, но и действительно исповедника.

Отец Мелетий 30 лет священнодействовал без епископа и искал православных архиереев (поминал же он «всякое епископство православно», стоящее в истине, без имен, поскольку верил, что есть еще истинные архиереи), но последний год его жизни был омрачен тем, что он в 1983 году, будучи введен в заблуждение авантюристом и лже-епископом Геннадием Секачем, стал поминать Геннадия как законного архиерея.

По благословению о.Мелетия Федор принял монашество в феврале 1983 года с именем Серафим. О. Мелетий умер 30 сентября 1983 года (пробыв в общении с Секачем всего три месяца). Петра Легача постригли в мантию, Серафима секачевцы рукоположили во иеромонаха.

Федор Бонь и Петр Легач

будущий митрополит Серафим со своим крестным отцом - Петром Легачем

Свято-Пантелеимоновский монастырь о.Мелетия после его смерти перешел в ведение о.Серафима. Его крестный, Петр Легач, уверившись в том, что секачевцы не являются истинными епископами, отошел перед своей смертью (+1987) от общения с ними. Серафим же несколько задержался, но чуть позже тоже прервал общение с Секачем. В 1992 году о.Серафим встретился со схимонахом Епифанием Черновым. Отец Епифаний подробно объяснил ему о лжеепископстве Геннадия и объяснил, что их иерархию невозможно принимать. Тогда о.Серафим смиренно отказался от геннадиевского «священства» и написал прошение к Синоду ИПЦ Греции о принятии его в качестве мiрянина в Истинно-Православную Церковь. После кончины о.Епифания с 1995 года о.Серафим находился под окормлением Вл.Кирика. В 1997 году 2/15 ноября на день кончины о.Епифания Чернова (+1994) Митрополит Кирик рукоположил его во иеромонахи (чуть ранее он был пострижен в монахи). В 2002 году о.Серафим был избран кандидатом во епископа общинами Катакомбной Церкви. 12/25 мая 2008 года в день памяти Св.Епифания Кипрского собор архиереев ИПЦ в составе Преосвященных: Митрополита Месогеи и Лавреотики Кирика (ИПЦ Греции), епископа Вранчского Геронтия (ИПЦ Румынии) и епископа Кенийского Матфея (ИПЦ Кении), рукоположили о.Серафима во епископы.

Краткая биографическая справка об о.Мелетии: Иеромонах Мелетий родился в Закарпатье в 1902 году, пострижение в монашество принял на Св. Горе Афон, в иерея был посвящен сербским епископом Битольским Иосифом. На Афоне о.Мелетий пребывал трижды, но не остался там из-за нового стиля и вернулся на родину в Закарпатье. Здесь он имел большие скорби и гонения от лже-православных про-униатски настроенных попов, которые не могли простить то, что о.Мелетий принял на Афоне и Св.Крещение, поставив ни во что униатское поливательное "крещение", которое они все принимали как "православное". О.Мелетию было видение Св. Креста во сне: он вышел из келии и увидел на небе Крест, составленный из звезд, который двигался по воздуху с Запада на Восток и стал на Востоке. Вдруг появились 30 человек мужчин и 30 человек женщин и мужчины стали кулаками бить Крест, так что он погрузился в землю. Но на этом месте выросли цветы, мужчины стали их рвать и вдруг пошел такой огонь, что о.Мелетий ощутил даже на своем лице и видение прошло. После этого видения о.Мелетий решил никуда не уходить и на месте видения Креста основал монастырь в честь Св.Пантелеимона. Видение его оправдалось после захвата коммунистами этой области: лже-епископ Московской Патриархии, бывший артист, требовал от о.Мелетия письменного отречения от своего {jcomments on} изгнания его. Но Господь его хранил, он взял справку о слепоте, что почти ничего не видит и остальные годы провел в затворе, тайно священнодействуя.

Не забудьте ни на минуту этого: «Сын Божий, когда вновь придет, найдет ли вообще верных на земле?» И, может быть, последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников ее разорения будут не только не Епископы и не Протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие ему простые души

Из письма одному священнику



митрополит Иосиф

митрополит Иосиф (Петровых)

Будущий священномученик родился 15 декабря 1872 г. в уездном городке Устюжне Новгородской губернии, в семье мещан Петровых. Иван стал четвертым ребенком в большой семье (всего у него было 6 братьев и 3 сестры). Глава семьи – Семен Кириллович – был булочником. Во дворе родового дома по Казанскому переулку стояла маленькая пекарня, где Семен Кириллович вместе со своим помощником пекли хлеб, бублики и пироги, которые охотно раскупались жителями Устюжны. Жена Семена Кирилловича – Евдокия Ивановна – занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а затем и внуков. Дом, в котором родился Иван Семенович, хоть и перестроенный, сохранился до сих пор. В семье всегда отмечались церковные праздники, на дни Ангела собирались у именинника за общим столом. У семьи была и своя родовая церковь – храм Вознесения Господня на Всполье, разрушенный в 1939 г.

В 1880 г. Иван поступил в трехгодичное народное училище, по окончании которого был принят в Устюженское духовное училище. В 1889 г. он с отличием окончил его, что дало возможность поступить в Новгородскую духовную семинарию. В 1895 г. Иван Петровых в качестве лучшего ученика был направлен на учебу за казенный счет в Московскую Духовную Академию. В годы учебы молодой семинарист, а затем и слушатель Академии редко появлялся на родине – ему надо было зарабатывать на жизнь. Отец Ивана умер в 1891 г., а мать не имела никакой возможности оказывать материальную помощь сыну. Во время каникул Иван работал при монастырях и церквах, приводя в порядок разные документы. Летом он старался совершать паломничества по святым местам России, сподобился побывать на Святой Земле.

В 1899 г. Иван Семенович Петровых был удостоен степени кандидата богословия, а в 1900 г. избран исполняющим обязанности доцента Академии по кафедре библейской истории.

10 июля 1901 г. Иван Семенович подает прошение ректору МДА архиепископу Арсению Волоколамскому о «сочислении лику иночествующих». Постриг состоялся 26 августа в Гефсиманском скиту при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Иван был пострижен в мантию с именем Иосиф, в память ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. Подробное и замечательное описание этого события мы находим в дневнике самого монаха Иосифа, который он стал вести еще в период учебы в Академии. «И я начал эту жизнь… Начал в покорном сознании, что нежные ласки Небесного Отца, сладость которых дается ощутить монаху, должны быть не только щедрым даром любви Его за мое покаяние и обращение, но и таким “авансом”, который должно в меру сил заслужить и искупить всею дальнейшею жизнью – жизнию всевозможных испытаний, скорбей, искушений, напастей, временных оставлений Богом, - всего того, что делает эту жизнь способную пребывать неотлучно в сладчайших объятиях Отчих!» «В объятиях Отчих. Дневник инока» – под таким названием был в дальнейшем опубликован дневник о. Иосифа. Дневник этот – откровенная повесть о его первом десятилетии монашеской жизни.

30 сентября 1901 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монах Иосиф был рукоположен в иеродиакона, а 14 октября в Покровской церкви МДА – в сан иеромонаха. «Люблю служить и буду – часто, ибо эти минуты служения всегда лучшие минуты жизни», - отмечает он в дневнике. Ежедневное причастие и совершение Божественной литургии становятся неотъемлемой частью жизни о. Иосифа. За ревностное служение в академической Покровской церкви иеромонах Иосиф был награжден набедренником.

На протяжении нескольких лет иеромонах Иосиф работает над магистерской диссертацией «История иудейского народа по “Археологии” Иосифа Флавия», защита которой прошла в МДА 6 июня 1903 г. О. Иосиф был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента по кафедре библейской истории. В декабре 1903 г. иеромонах Иосиф был назначен экстраординарным профессором, а 18 января 1904 г. возведен в сан архимандрита.

Возможность дальнейшего продвижения по иерархической лестнице, как и научная карьера, не заботит отца Иосифа. Он прежде всго монах: «Господи! Некогда стало мне и последить за душою» – записывает он в дневнике 20 января 1904 г. Его тяготит инспекторская должность.

Много переживаний и скорбей отца Иосифа были связаны с полемикой по монашескому вопросу в Академии. Эта полемика между профессорами МДА и экономом Троице-Сергиевой Лавры, архим. Никоном (Рождественским) велась еще с 1902 г. Профессора подвергали критике созерцательный харктер монашества. Статьи с обеих сторон были довольно резки. В марте 1904 г. митрополит Московский Владимир наложил запрет на очередную публикацию проф. Н.Ф. Каптерева, о. Иосиф на Совете Академии поддержал это решение, за что был публично и грубо изруган обиженным профессором. Отца Иосифа не жалели, считая, что он поделом получил за выступление протиф профессорской корпорации. Утешение от от клеветы и поношений отец Иосиф находит в богослужении и молитве.

В 1906 г. завершилась служба архим. Иосифа в МДА. Его уход из академии был вызван вновь обострившимися отношениями с профессурой: он занял резко отрицательную позицию по отношению к демократизации Устава Академии, которой добивались профессора и студенты на волне революции 1905 г.

Указом Св. Синода от 30 июня 1906 г. архим. Иосиф был назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря – единственного в Холмской епархии. Православные Холмщины испытывали постоянное давление со стороны преобладающего католического населения, монастырь находился в жалком состоянии.

5 августа 1906 г. произошло вооруженное нападение грабителей на обитель, отец Иосиф откровенно поведал на страницах дневника о пережитом страхе: «Как тяжело быть по страхом внезапной смерти! Боже мой, Боже мой! Или во мне мало упования на Тебя, преданности Тебе!»

Архимандрит Иосиф ревностно взялся за устроение жизни обители и ее благоустройство. Он составил службу св. Онуфрию, устроил раку для его мощей, заказал для обители иконы преподобного Серафима и преподобного Сергия. Вскоре о. Иосиф начал реконструкцию храма. 16 декабря 1907 г. уже после капитального ремонта было совершено освящение храма, но уже без архимандрита Иосифа, назначенного к тому времени настоятелем Юрьевого монастыря Новгородской губернии.

Юрьев монастырь был ондой из богатейших обителей России, по количеству и благолепию храмов уступал лишь Киево-Печерской и Свято-Троицкой лаврам. К сожалению, материалов о пребывании архим. Иосифа в обиели не сохранилось, но, судя по записям в дневнике, он вновь немало претерпел скорбей и клеветы.

15 марта 1909 г. в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры врхим. Исиф был рукоположен во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В том же году владыка посетил свою родину. Приезд был большим праздником для всех родственников, тем более что такого высокого церковного сана среди земляков еп. Иосифа не достигал никто. Преосвященный Иосиф посещал Устюжну еще несколько раз и каждый его приезд заканчивался литургией и проповедями в соборе Рождества Богородицы.

21 марта 1909 г. епископ Иосиф прибыл в Ростов Великий. Местом его пребывания стал Спасо-Иаковлевский монастырь, настоятелем которого он был назначен. С первых же дней он взялся за благоустроение обители. Провел реставрацию Соборной Зачатьевской церкви. С 1912 по 1917 гг. Владыка построил и освятил пещерный Храм Воскресения Христова, придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери и церковь в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость.

В 1911 г. епископ Иосиф совершил паломничество на Афон, а затем посетил Новоафонский монастырь в Абхазии. Одной из главных целей поездки было знакомство с древними церковными распевами, которые очень любил Владыка.

В 1913г. в связи с 300-летием Дома Романовых Ростов посетил Император Николай Александрович с семьей и свитой. Епископ Иосиф с подробным рассказом показал достопримечательности обители. 16 декабря 1913 г. монастырь тайно посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Владыка благословил княгиню ватопедской иконой Божией Матери и преподнес в дар икону святителя Димитрия Ростовского с частицей его гроба и мощей.

Еп. Иосиф уделял внимание примирению со старообрядцами. 31 мая 1917 г. вместе с епископом Уфимским Андреем (Ухтомским) и единоверческим протоиереем Симеоном Шлеевым он присутствовал на Соборе старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, проходившем на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору и имел беседы со старообрядческими архиереями. Через несколько месяцев Владыка стал участвовать в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.

3-4 октября 1918 г. Ростов Великий посетил патриарх Тихон. В 1918 г. епископ Иосиф временно управлял Рижской епархией. А уже вскоре последовал его первый арест в Ростове 7 июля 1919 г. Ярославской губернской ЧК «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном». Владыка был перевезен в Москву во внутреннюю тюрьму ВЧК, где содержался около месяца. В августе 1919 г. он оказался освобожден без вынесения приговора. 22 января 1920 г. епископ Угличский Иосиф был возведен в сан архиепископа Ростовского. С конца 1924 г. до августа 1926 г. архиепископ Иосиф управлял временно Новгородской епархией.

Через два года архиепископ был арестован вновь и содержался в Ярославской тюрьме, приговорен к 4 годам лишения свободы. В январе 1923 г. Владыка был досрочно освобожден.

После освобождения Владыка затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда негласно управлял епархией, отвергая всякий диалог с обновленцами. Категорическое неприятие их принесло преосвященному Иосифу уважение и народную любовь.

Архиепископ Иосиф с шестьюдесятью другими архиереями участвовал в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче местоблюстительских полномочий св. митрополиту Петру. В своем распоряжении от 6 декабря 1925 г. – за несколько дней до ареста – последний поставил архиепископа Иосифа третьим кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя за митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и митрополитом Киевским Михаилом (Ермаковым).

В августе 1926 г. архиепископ Ростовский, уважаемый повсюду за свою аскетическую жизнь и ученость, был назначен митрополитом Петроградским. По словам указа, Владыку Иосифа назначили «вследствие настоятельной просьбы верующих» с возведением его в сан митрополита с возложением белого клобука, креста на клобук и митру. Действительно, летом 1926 г. к митрополиту Сергию в Москву несколько раз с соответствующими просьбами ездили делегации ленинградских священнослужителей – настоятель кафедрального собора протоиерей Василий Верюжский, архимандриты Лев и Гурий (Егоровы), протоиереи Александр Пакляр, Иоанн Смолин, Василий Венустов и др.

11 сентября митрополит прибыл в Ленинград и остановился в Воронцовском подворье. Был канун известного городского праздника – перенесения в город мощей святого благоверного князя Александра Невского, который еще совсем недавно сопровождался грандиозным крестным ходом от Исаакиевского собора до Александро-Невской Лавры. На всенощной Троицкий Собор Лавры, недавно перешедший к «тихоновцам» от обновленцев был переполнен народом. О. Михаил Чельцов писал: «Восторгам и умилению не было пределов, радость слышалась отовсюду и виделась на лицах, разговоры лились самые оживленные и молитвенно Богу благодарные… Митрополит Иосиф внушал к себе, с первого же взгляда на него, симпатию и доверие…Совершенно аскетического облика монах привлекал к себе и нравился; в богослужении у него не было ничего вычурного: просто и молитвенно… Отзывались о нем как об истинном монахе, добром человеке, горячем молитвеннике, отзывчивым к нуждам и горестям людским; хотелось быть около него, слушать его… И нам, духовенству, казалось, что именно его-то нам и нужно, что именно он-то и может проявлять тот авторитет, который обязывает к послушанию, отклоняет от противления, научает к порядку, дисциплинирует одним взглядом, – словом, что с ним-то начнется у нас настоящая жизнь, что будет у нас Владыка Отец»

Эта литургия в Петрограде стала единственной: 13 сентября митрополит уехал в Ростов попрощаться со своей прежней паствой. Вернуться ему уже было не суждено. По замечанию протоиерея Михаила Чельцова, «советская власть… не могла нас оставить, хотя бы при малом благополучии». Будучи вызван в Москву ОГПУ, в разговоре с возглавлявшим церковный отдел Е. Тучковым Владыка отрицательно отнесся к предложенному плану легализации Патриаршей Церкви путем значительной уступки советской власти духовной свободы Церкви. В результате ему был запрещен выезд из Ростова.

В начале декабря 1926 г. митрополит Иосиф вступил в обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Но 29 декабря 1926 г. в Ростове он вновь оказался под стражей. Арест был связан с тайными выборами патриарха. Интересно, что главные инициаторы акции – митрополит Сергий и епископ Павлин были выпущены из тюрьмы уже в апреле 1927 г., в то время как арестованные по этому делу архиереи были сосланы по разным концам страны. Арестованного митрополита Иосифа доставили в Николо-Моденский монастырь Устюженского района, где в это время обитало всего 10 монахов, с запрещением покидать его. Но, обладая значительным авторитетом и решительным характером, преосвященный Иосиф продолжал управлять Ленинградской епархией через своих викариев – епископа Гдовского Димитрия (Любимова) и епископа Нарвского Сергия (Дружинина).

В 1927 митрополит Иосиф не признал «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским. Его позиция пользовалась значительной поддержкой среди «староцерковного» духовенства и народа в Ленинграде, где от его имени епархией управлял один из викариев — епископ Димитрий (Любимов). 6 февраля в составе архиереев Ярославской епархии 1928 подписал акт об отходе от митрополита Сергия, став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством» (именно иосифляне были сторонниками строгой экклесиологии по отношению к сергианству). Запрещение сергианского синода от 27 марта 1928 г. не признал.

В сентябре 1929 арестован и выслан в Казахстан в Аулие-Ата (Джамбул). Был арестован в ссылке и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 1930.

Вскоре после подписания Ярославской декларации митрополит Иосиф был арестован и вторично удален в Николо-Моденский монастырь. Здесь его навещали клирики и миряне, они привозили письма, сообщения, спрашивали советов. Владыка передавал ответные письма, указы, распоряжения. Письма митрополита Иосифа переписывались и распространялись.

12 сентября 1930 г. Владыка был арестован и привлечен к следствию по делу «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников “Истинно-Православная Церковь”».

3 сентября следующего года был вынесен приговор по делу. Митрополита Иосифа отправили в ссылку в Казахстан на 5 лет. Сначала он был отправлен в Алма-Ату, затем в Чимкент и, наконец, в село Ленинское Каратасского района. По воспоминаниям его прихожанки, приведенным у прот. Михаила Польского «он жил в хлеву со свиньями в плетеном сарае, спал на досках, отделенный от свиней несколькими жердями. Холод и жару, всякую непогоду и тяжелый воздух он переносил в этих условиях».

С некоторого времени ему было позволено в более-менее сносных условиях. Заботившийся о нем его тайный постриженик, архим. Арсений (Борис Григорьевич Корди) из Алма-Аты устроил ему комнату в Чимкенте и содержал Владыку материально. Он же достал ему цитру и фисгармонию, что для митрополита было большой радостью: он перекладывал псалмы на музыку и пел. Вести хозяйство Владыке помогала его землячка, монахиня – бывшая учительница из Устюжны – Коранатова Мария Ивановна, с которой митрополит Иосиф дружил с детства (по всей видимости, она разделила и судьбу Владыки).

Как вспоминает М.Сахаров (сын Нины Алексеевны Китаевой, удочеренной бездетной сестрой Владыки): «В моих воспоминаниях он предстает как высокий, чрезвычайно добрый старик, с большой окладистой бородой, в очках с тонкой оправой. Мы были у него в Казахстане, где он жил в маленьком саманном домике на окраине города. Много времени Владыка посвящал чтению, стоя за небольшим столиком, который моя бабушка сразу же по окончании чтения складывала и убирала. Она называла этот столик аналоем. Дед читал громко, часто наизусть, приятным голосом. Как я понял потом, это были богослужения, которые Владыка совершал каждый день…».

В октябре 1933 г. Владыка направил письмо в Политический Красный Крест с ходатайством о досрочном освобождении по состоянию здоровья. Однако вскоре он был арестован и под стражей был отправлен в Аулие-Ате и помещен в тюрьму, где его держали 17 дней среди воров и бандитов. Затем его выпустили и позволили проживать на квартире в Аулие-Ате.

Известно, что в 1936-37 гг. митрополит Иосиф совершал тайные богослужения. Его связь со многими священниками и архиереями подтверждается обширной перепиской, которую он вел через доверенных лиц.

24 июня 1937 г. митрополит Иосиф был арестован. В это же время был арестован и митрополит Кирилл, с которым Владыка находился в общении. Оба содержались в Чимкентской тюрьме. Об их единомыслии красноречиво свидетельствует обвинительное заключение: «…Петровых Иосиф являлся заместителем Смирнова К.И. и, в случае ареста последнего, Петровых должен был возглавить контрреволюционную деятельность организации. Помимо этого, Петровых проводил работу по концентрации контрреволюционных сил церковников вокруг контрреволюционной организации, вел новую вербовку членов и организовывал контрреволюционные ячейки на местах».

Заседанием Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 г. митрополиты Иосиф и Кирилл (и с ними епископ Евгений Ростовский) были приговорены к высшей мере наказания. 7/20 ноября их и еще более 100 человек расстреляли и похоронили в Лисьем овраге под Чимкентом.

Составлено по книге М.С.Сахаров. Л.Е. Сикорская «Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды».


Краткое жизнеописание (по книге “Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди”. Париж, 1991)

епископ Серафим

епископ Дмитровский Серафим

Святитель Серафим (Николай Иванович Звездинский) родился в Москве в семье единоверческого священника 7 апреля 1883 г. Мать его умерла через два года после рождения сына. Окончив начальное училище около храма Св. Троицы (Троице-Введенская церковь), где настоятельствовал его отец, свящ. Иоанн Звездинский, Николай был принят в Заиконоспасское училище на Никольской, учился успешно и по окончании поступил в семинарию.

В 1902 г. мальчик серьезно заболел воспалением лимфатических желез так, что врачи уже не ручались за его жизнь. Николай был чудесно исцелен по молитвам святого старца Серафима, с верою и молитвою прикладываясь к его образку, присланному настоятелем Саровской пустыни игуменом Ерофеем. После чудодейственного исцеления сына о. Иоанн по предписанию Святейшего Синода составил благодарственный тропарь и кондак, посвященные преп.Серафиму (тогда еще не канонизированному).

Окончив семинарию, Николай поступил в Московскую Духовную Академию. В смутную пору начала века дух бунтарства и вольнодумства проникал в стены духовных училищ и академий. Юноши, избиравшие монашеский путь, не пользовались расположением своих товарищей. Профессора также настраивали против монашества, видели в них, монахах, будущих архиереев, занижали таким студентам отметки: "Хватит с вас и тройки, вам нужно смирение. Вы в монахи глядите", — нередко говорилось им. В такой среде пришлось учиться будущему владыке. Однако Лавра с ее уставом и тайными миру подвижниками приблизила юношу к монашеству. Свои мечты о монашестве он делил с двумя друзьями: будущим еп. Филиппом и юным Полиевктом. Соединившись духом, они приступили к раке чудотворца и дали обет принять монашество.

Каникулы Николай проводил дома. Ректор ездил на запад — в Рим и Бари с некоторыми студентами, но отец Коли был тяжело болен: нужно было оставаться дома. Скоро Господь посетил Колю невосполнимой утратой, поставив его у порога монашеской жизни: его отец скончался.

26 сентября 1908 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Николай был пострижен в монашество с именем Серафима. Когда новопостриженный стоял с зажженной свечой у образа Спасителя, — весь просветленный, сияющий, и благодать играла на его лице, — ректор, указав на него, сказал студентам: "Смотрите! Это ли не свет монашества?"

Пять дней и пять ночей провели ново-постриженные в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту. Клобук не полагалось снимать до семи дней, — он жал и резал уши своими краями, как терновый венец.

"Пережил здесь я, — вспоминал владыка, — и рай и ад. Неожиданно вдруг в душе поднялся ужас, страх, ропот, отчаяние. Что я сделал? Зачем я стал монахом? Заживо себя похоронил... Но что делать? Куда деваться? Готов был об стену биться и... вдруг — грохот: все зашаталось. Иконостас с грохотом свалился вниз, и адский хохот сатанинский раздался под церковными сводами. То было дьявольское наваждение, дьявольское стреляние и его сатанинское адское омрачение, но Христос пришел и рассеял его Своею благодатью. Свет, мир, тишина, теплота, радость исполнили сердце. И все утихло. Все на своих местах, все благоухает. Боже, слава тебе! Христос моя сила, Бог и Господь, честная церковь... Слава Тебе!!!"

Еще студентом, будучи на каникулах с товарищем, знавшим чудовского архимандрита Арсения, и с сестрой Анной, Николай Звездинский зашел в Чудов. Тогда же молодежь посетила и отца Герасима, почитавшегося чудовцами за прозорливого. Николай часто потом посещал старца Герасиму, теплого молитвенника и любвеобильного утешителя. Однажды отец Герасим взял с собою его к своим духовным детям. "Я привез вам чудовского архимандрита... Это наш будущий архимандрит", — так отрекомандовал старец чадам своим своего спутника. Пророческие слова сбылись в точности; тогда же казались дивными.

В скором времени инок Серафим был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. По окончании академического курса, он получил назначение, какого и сам не ожидал: преподавателем по церковной истории в Вифанскую семинарию, что близ Москвы и Лавры. Здесь он, ранним утром, шел совершать Божественную литургию в Вифанский храм, затем — в семинарию. Воспитанники видели его светлым, тихим, благодатным. Вспоминали потом, будучи сами священниками, какое глубокое впечатление производил он на них. "Я молился за каждого своего ученика, — говорил владыка. — Вынимал за каждого частицу на проскомидии и это, видимо, чувствовали они своими душами".

Вспоминал владыка, как на праздник Иоанна Богослова (это престольный праздник в Вифании), приезжал митрополит Владимир служить литургию. Какое было чудное могучее пение, какой подъем молитвенный царил и какое было у всех торжество на душе. В одно из таких богослужений за запричастным стихом иеромонах Серафим в присутствии митрополита Владимира говорил слово. Проповедь была об Иоанне Богослове, стоявшего у креста Господа и зревшего Его раны и текущую кровь и воду, и "виде и свидетельства". Говорил о том, какое это великое избрание Божие: все бежали, а он стоял у креста и зрел текущую кровь Христову. Иеромонах Серафим увещевал юношей не бежать от страждущего Христа, но стоять на божественной страже.

Подвиги его духовные здесь были очень сильны. Враг нападал на юного подвижника со всею силою. Были страхования.

Живя в Вифании, иеромонах Серафим уединялся от всех и всего. Два года пробыл он здесь, укрепляя себя молитвой и уединением, пощением и смирением. Вскоре перевели отца Филиппа ректором Московской семинарии, а с ним и молодого преподавателя Звездинского. Жизнь оказалась не чуждой искушений. Приходилось постоянно находиться на людях, на миру с его суетой, шумом и нищетой. Утешением и прибежищем для молодого монаха стал Чудов с его молитвенным настоятелем, обитель святителя Алексия, Кремль и его святыни.

В июне 1914 г. иеромонах Серафим ушел под кров тихой Чудовской обители, в священный Кремль.

Когда архимандрита Арсения Господь призвал в святительский сан, настоятелем Чудова монастыря стал иеромонах Серафим.

В Чудове монастыре горел он и светил смирением, уготовляя себя к высшему званию апостольского архиерейского служения. "Свете тихий", — так говорил о нем и владыка Арсений. Тихий голос и самого владыки кротко звал народ к покаянию, чая грядущие бедствия на вселенную. Молитвою, постом, благоговением и любовию сиял и горел в сердце святитель московский Арсений. Каждое его служение привлекало к себе его чад, которые не отрывались от молитвенного с ним общения ни на одно богослужение; в каком из храмов Москвы владыка Арсений — там и его стадо. Часто сослужил ему и архимандрит Серафим, но оставался иногда и один в Чудове за старшего, и каждое его праздничное богослужение соединялось с горячей проповедью о любви ко Христу, о Его страданиях, о Его вечной всепрощающей любви к роду человеческому.

После октябрьского переворота Чудов еще некоторое время жил по заведенному уставу. Чудовские митрополичьи покои стали прибежищем для многих архипастырей, съехавшихся на Поместный Собор 1917/18 гг. Находился здесь и зосимовский старец Алексий, которому доверено было вынуть жребий с именем будущего патриарха.

21 ноября 1918 г. в Успенском соборе состоялась торжественная интронизация патриарха Тихона. В соборе было холодно, главный свод был пробит снарядами. После богослужения патриарх объезжал Кремль и кропил его святой водой.

Как рассказывают очевидцы, солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря. Было жутко и страшно видеть лики святых, простреленные пулями и пронзенные ударами штыков. Народ особенно чтил Распятие, из которого как бы потекла кровь, когда снарядом оторвало руки у распятого Господа.

4 августа 1919 г. пришел приказ очистить Чудов, монахам удалиться из Кремля: им предоставлен был для поселения Новоспасский монастырь. Кремль закрылся для верующих.

Владыка Арсений и отец Серафим погостили немного в близкой их сердцу Зосимовой пустыни. Владыка нашел затем убежище у любящей и почитающей его духовной дочери игуменьи Покровской общины Ювеналии. Имея скит и при нем домик в лесу, она устроила для них киновию, где они утешались молитвою. Здесь они не только молились, но и трудились, копали грядки, рубили дрова. Владыка Арсений занимался живописью, архимандрит Серафим читал Св. Писание по обиходу своего небесного покровителя: за неделю — все четыре Евангелия, Деяния Апостолов и их Послания.

Осенью того же года патриарх Тихон вызвал о. Серафима в Москву, где объявил молодому архимандриту, что желает его видеть во епископском сане.

Накануне хиротонии, после всенощной, будущий епископ отслужил панихиду по своим родителям, прося их родительского благословения и молитв на трудный путь архиерейского служения. Утром небольшой храм Троицкого подворья был переполнен. Святейший в белом облачении встречал новонареченного. Вручая посох, он сказал: "По молитвам ныне празднуемого святителя Петра, митрополита Московского, желаю, чтобы ты был для града Дмитрова тем же, чем был св. Петр для нашего града Москвы. Сказано в тропаре сему святому, что он был утверждением граду Москве. Будь и ты утверждением граду Дмитрову".

Постепенно начинались целенаправленные гонения на Церковь Христову. В одной из своих проповедей 1922 г. епископ Серафим говорил:

Откровение Иоанна Богослова говорит о появлении зверя, борющегося с Агнцем Божиим, там говорится о Жене, родившей Сына, которого преследовал страшный зверь, вышедший из бездны. Но Жена скрылась в пустыне. По толкованию св. отцов Жена — Церковь Христова. Они предсказывали, что придет время, когда снова верующим придется уходить в подземелье, скрываться в пустыню. Не наступает ли теперь это время? Будьте крепки духом, будьте внимательны.

В ноябре 1922 г. владыка был арестован за неподчинение обновленческому церковному управлению. Сначала узника допрашивали на Лубянке, а потом перевели в Бутырскую тюрьму. Владыка Серафим делился со своими соузниками всем, что получал от верной паствы. Утешал их словами сострадания, молитвой и любовью, хотя и самому приходилось очень трудно. Тело его, изъеденное вшами, покрылось струпьями. Сердце ослабело. Начались частые сердечные приступы. Поэтому тюремщики перевели его в "околоток", где был полубольничный режим. На стене камеры хлебом он прикрепил образ Божией Матери Скоропослушницы, к Которой особенно взывал в своем узничестве. В бутырском заключении владыка сложил в уме и в сердце своем акафист страждущему Христу Спасителю: "В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня в конец изнемогающего".

В апреле 1923 г. его перевели в Таганскую тюрьму, а в мае владыка Серафим отправился в первую ссылку, в деревню Визингу (Зырянский край). Вместе с ним здесь жили монах Чудового монастыря Филарет и дмитровский благочинный, о. Иоанн Суравьев. Вскоре прислали и другую партию ссыльного духовенства. Участь изгнания вместе с владыкой добровольно разделили и его духовные дочери, Клавдия и Анна, благодаря запискам которой во многом и стало известно житие епископа Серафима.

В марте 1925 г. срок ссылки закончился и владыка Серафим отправился в Дмитров. 4 мая он прибыл в Москву, остановившись в Сергиевом Посаде, где исповедовался старцу Алексию, встретился и со своим другом по академии еп. Филиппом Аляскинским.

Церковь в Москве находилась в бедственном положении. Митрополит Петр Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола, еще не пользовался доверием многих священников и архиереев в Москве, не все хотели подчиняться митрополиту, который только недавно стал монахом. Своей поддержкой местоблюстителя владыка Серафим помог объединить московский клир вокруг митрополита Петра.

У владыки Серафима начались приступы каменной болезни печени. Несмотря на тяжкие страдания, изгнаннику нужно было явиться в Дмитров к начальству. Владыка явился в НКВД, там ему объявили, чтобы он немедленно выезжал из Дмитрова на Лубянку, в Москву.

Власти запретили епископу ехать в Дмитров на свою кафедру. Лето он провел в Борисоглебском Аносинском монастыре. 11 ноября митрополита Петра отстранили от обязанностей местоблюстителя, и он оставил бумагу, указав, что управление Московской епархией передается викариям во главе с епископом Серафимом. Канцелярия Синода, однако, была закрыта, дела опечатаны.

Временно владыка Серафим выехал в Аносину пустынь и жил, то там, то на хуторе в Кубинке, в 20 верстах от монастыря. 13 июня 1926 г. по требованию властей, владыка был вынужден переехать в Арзамас. В июле он приехал в Дивеево. Несколько месяцев игуменья препятствовала владыке служить в храме, думая, что тем самым спасает монастырь от опасности. Но после упорных просьб смилостивилась — очистила подвальный храм под Тихвинской церковью во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали"; здесь владыка Серафим совершал литургию. После литургии владыка шел на канавку св. Серафима и читал “Богородице Дево, радуйся” 150 раз, в соответствии с правилом преподобного старца. А 19 июля он вместе с епископом Зиновием Тамбовским совершал праздничное богослужение в Сарове в память об открытии мощей святого. Второй раз владыка Серафим был в Сарове на престольный праздник Успения Пресвятыя Богородицы. Это было последнее торжество в Сарове. И — последнее архиерейское служение. По возвращению владыки из Сарова приехал представитель нижегородского НКВД и объявил, что служение разрешается только в Дивееве, а в Саров въезд запрещен.

В августе 1927 епископ Серафим был арестован вместе с епископом Тамбовским Зиновием и игуменией Александрой и увезен в тюрьму в Арзамасе, а затем в Нижний Новгород. Вскоре (до октября 1927 г.) владыки были освобождены и в октябре обоим епископам велели отправиться в Москву.

Тучков предложил епископам побывать у митрополита Сергия, договориться с ним и поехать управлять епархиями при условии сотрудничества с властями. Они отказались. Тогда Тучков сказал им, чтобы они уехали из Москвы. Епископ Серафим уехал в Меленки.

Владыка Серафим подал митрополиту Сергию прошение об освобождении от управления Дмитровским викариатством: такое же прошение подал и вл. Зиновий — освободить от управления Тамбовской епархией. "Что это? — спросил митр. Сергий, — протест? Несогласие с Синодом? Нежелание договориться? А знаете, что митрополит Петр за свою несговорчивость поехал в "Хе" — в Заполярье, а вы будете не в "Хе", а в "хе-хе-хе". Епископы отвергли требование митрополита Сергия зачитать с амвона пастве декларацию о подчинении Церкви советской власти.

Дмитровцы быстро узнали новое местопребывание владыки и устремились к нему. Приток посетителей увеличивался день ото дня. Извозчики выезжали за архиерейскими гостями, довозили до места, привыкли к тому, что ежедневно есть пассажиры и в обратный путь.

В Меленках владыка прожил 5 лет. Здесь он совершил несколько монашеских постригов, в том числе и послушницы Анны, бывшей с ним в Зырянской ссылке. Все это время владыка практически не выходил за ворота дома, где он жил, сосредоточившись на молитвенном подвиге.

Власти искали слабых, через кого можно собирать сведения, принуждали к тому дочь хозяйки дома. В декабре 1931 г. в доме был проведен обыск. "Мы предлагали владыке переехать куда-нибудь, — вспоминает Анна, — чтобы себя обезопасить. Но владыку вызвали в НКВД, потребовали подписку о невыезде. В ответ на наши тревоги владыка раскрыл Евангелие как раз 6-ой недели поста: "И послал двух учеников пред собой уготовать Пасху". "Истина свободит вы". И мы предали себя воле Божьей. Наступила Лазарева суббота. Прибрали в доме, приготовились к Вербному, но каждую минуту тревога: дождемся ли, успеем ли встретить Пасху... Кончилась всенощная "с вайями и ветвями, зовущи": "Благословен грядый во имя Господа Спаса нашего". Сели ужинать — вдруг стук. Быстро вошли трое. Обыск подробный, придирчивый. "Дайте паспорта"... Бледный, больной владыка, когда нас уводили, просил следователя: "Не обижайте их, и вас Господь помилует, не забудьте моей о них к вам просьбы, а я вас не забуду".

11 апреля 1932 г. владыка Серафим был арестован и доставлен в Москву. Его содержали в Лубянской тюрьме, где он находился в одной камере с владыкой Арсением, которого вскоре освободили. Затем епископа перевели в таганскую тюрьму. 7 июля он был обвинен в принадлежности к “контрреволюционной монархической организации “ИПЦ” и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан.

В Алма-Ату вместе с ним поехала монахиня Анна. Тяжелая дорога и плохой климат сказались на здоровье владыки, часто случались сердечные приступы, там он заболел малярией. С трудом удалось найти жилье. Анна вспоминала о том, что в ссылке “приходил алма-атинский владыка, епископ Герман, посетить помощника митр. Петра. Оба были радушны. Владыка угощал его вареньем из виктории и рисовой кашей, привезенной, из Москвы. Вл. Герман приглашал к себе, наш владыка не обещал, а нам сказал: "К себе принял, а сам не пойду". Разделение с сергианством: он не имел с ним молитвенного общения, не искал и общения светского…”

Вскоре ему было предписано отправиться в новую ссылку, в город Гурьев. Ехать пришлось за тысячи километров – через Сызрань, Пензу, Саратов, Уральск.

Из Уральска владыка писал своим чадам:

Всем, всем моим о Христе Иисусе Господе нашем возлюбленным чадам, их же имена в сердце моем ношу, мир, благодать и Божие благословение.
Свершаю длинный и долгий путь с пересадками, утомительными стоянками. Но весь этот путь от Меленков до Москвы, от Москвы до Алма-Аты, от Алма-Аты до Уральска, предстоящий от Уральска до Гурьева на Каспийском море, есть путь дивный и незабвенный. Кратко сказать, что это есть путь чудес от чтения 150 "Богородице, Дево, радуйся"! Порою думается, что Господь нарочито и послал меня этим путем, чтобы воочию показать мне. сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенно приносимое ей с верою архангельское приветствие "Богородице. Дево. радуйся!" Верую и исповедую, яко аз познах, как никогда еще, на совершаемом мною сейчас пути все тепло, всю защиту. весь покров чудного приветствия сего "Богородице, Дево, радуйся!" Это воззвание в самых непроходимых местах пролагало мне углаженную дорогу с верными моими спутниками, в безвыходных обстоятельствах давало выход, располагало нерасположенных ко мне. злые сердца неоднократно умягчало, а несмяг-чавшиеся и обжигало, и посрамляло. Яко изчезати им, яко дым.
Архангельское приветствие "Богородице, Дево, радуйся!" при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь и. притом, с такой стороны, откуда и невозможно было никак ее ожидать, не говорю уже о внутреннем мире среди бурь, о внутреннем устроении при окружающем неустройстве от сего приветствия архангельского. Праведно движимый гнев Божий оно от главы нашей отстраняет и самый приговор Судии-Сердцеведа отменяет. О, великое дерзновение! О, страшное заступление! Из огня страстей изымает, со дна падения горе к небесам восхищает. Ограждайте же себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою, оградою сею неразоримою "Богородице, Дево, радуйся!" С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем. Если же сатана, ненавидящий нас, и запнет нас на пути нашем и сшибет нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, восстанем добре, затемненные просветлимся, больные душой исцелимся, загрязненные грехом очистимся и убелимся, яко снег чистотою "высшей небес и чистейшей светлостей солнечных". Мертвые, убитые страстьми, воскреснем, оживем и в восторге духа возопием: Христос воскресе! Воистину воскресе!


К середине зимы 1935 г. владыку перевели в Омск, а затем в Ишим. В Ишиме епископ Серафим жил на квартире, где устроил домашнюю церковь. Приезжали к нему и духовные чада. По окончании срока ссылки он решил и остаться здесь: ни средств, ни сил на переезд куда-либо уже не было.

В ночь с 23 на 24 июня 1937 г. в Ишиме были арестованы более 70 человек, в т.ч. и владыка Серафим – все носящие или ранее носившие духовный сан. Духовным чадам разрешили свидание, но сказали: “Прощайтесь навсегда. Больше вы никогда его не увидите”.

Он был обвинен в принадлежности к “контрреволюционной монархической церковной организации” и приговорен к расстрелу. В следственном деле особо указывалось, что в Ишиме епископ “слыл за святого человека”. Владыка Серафим принял мученическую кончину 13/26 августа 1937 г. в Омске.