JA Purity III - шаблон joomla Авто

Схимонах Епифаний


схимонах Епифаний


В миру Александр Андреевич Чернов. Родился в станице Бело-Калитвенская Ростовской области в казачьей семье 27 августа/9 сентября 1909 года. Крещен в честь благоверного князя Александра Невского. Отец его, казачий полковник, нес службу при царском дворе, погиб после октябрьского переворота. Мальчика определили в Новочеркасский Донской казачий кадетский корпус на казенный счет. В 1919 году с Белой Армией покидает Россию. После нескольких лет скитаний поселяется в Болгарии, учится в русской гимназии в Варне, в 1927 году знакомится с духовником царской семьи архиепископом Полтавским и Переяславским Феофаном (Быстровым) и становится келейником Владыки после переезда в Софию. Здесь он заканчивает филологический и богословский факультет. В довоенные годы также он был руководителем Болгарского отдела НТС, членом кторого стал по политическим убеждениям.

В 1945 году его вместе с Василием Витальевичем Шульгиным выкрало советское посольство и доставило в Москву. Он был осужден на 10 лет. Лефортово, Бутырка, Карлаг - 1945, Печлаг - 1948, Степлаг - 1950, Спасский лагерь - 1955. Здесь в заключении он сближается с катакомбниками, пишет первое послание к гонимым чадам Церкви Христовой. Пытались его устранить, сажали в карцер, в психушку, где сделали укол в позвоночник, после которого у него отнялись ноги. Отец Епифаний дает обет молчания. Никто не может заставить его заговорить. В 1956 году комиссован с диагнозом "мутизм" (потеря речи) и "парапорез нижних конечностей". Из зоны его вынесли на носилках, самостоятельно он передвигаться не мог. С этого дня вся его жизнь была связана с катакомбными христианами. Советского гражданства он не захотел принимать и началась скитальческая жизнь, наполненная преследованиями карателей. В лагере ему дали адреса надежных людей. В станице Кавказская его приняли две матушки монахини, которые за ним ухаживали. На Кавказе он принял монашеский постриг. Потом из-за угрозы нового ареста его переправили в Гудауты, потом в Чимкент. Передвигался он ползком с помощью скамеечек, общался с людьми по фанерной дощечке с прорезанным алфавитом. Епархия Катакомбной Церкви, к которой он примкнул, окормлялась схиепископом Петром (Ладыгиным). В 1957 году схиепископ Петр отошел ко Господу и отец Епифаний становится фактическим духовным руководителем множества катакомбных христиан, ранее состоящих под омофором схиепископа Петра. Как к человеку, имевшему богословское образование, к нему, обращаются по множеству вопросов, связанных с самим существованием Катакомбной Церкви в условиях тотальных гонений. Отец Епифаний оказался именно тем человеком, в котором остро нуждались катакомбные христиане. Несмотря на телесную немощь, дух о.Епифания пламенел ко Господу. Его послания, переписанные под копирку, расходились по общинам во множестве списков. В эти годы из-под его пера выходит много трудов, обличающих ересь обновленчества и сергианства (с одной такой работой "О сергианстве" можно познакомиться на нашей странице), объясняющих заветы Св.Отцов, в частности, борца против иконоборческой ереси преподобного Феодора Студита, особенно близкого по эпохе гонений к катакомбным христианам. Казалось, именно к ним обращены слова святого исповедника: "Радуйтесь, пребывашие в горах и пещерах, равно как скрывающиеся в горах и местах потаенных". Также старец пишет Сотицы - двустишия.в определенном размере на темы Св. Писания, духовно-нравственной жизни и положения в Церкви и против Красной лжецеркви Московской Патриархии. Отец Епифаний боролся также с некоторыми ересями, проникшими в катакомбную среду. В частности им был написан ряд трудов против имябожнического заблуждения.


О.Епифаний стал организовывать те разрозненные общины, которые утратили связь с истинными епископами. Особенно он беспокоился, волнуясь за свою паству, которой могли угрожать многочисленные появившиеся в то время в среде ИПХ лжеепископы и завербованные агенты КГБ (он много писал, например, и собирал уличающие данные против лжеепископа Антония Галынского, против авантюриста Лазаря Журбенко и т.п.). Молились о нем в то время, как об отце Антонии - таково было его имя в мантийном постриге. Его лечил травами удивительный человек, врач-катакомбник Иван Егорович, потихоньку он начал ходить - сначала на костылях, потом с палочкой. Паспорта у него не было: гражданства богоборного государства он не желал. Приходы гонимой Церкви были маленькие, по 10-15 человек, но таких приходов было множество по всей стране, поэтому ему приходилось часто выезжать. Абхазия, Казахстан, Киргизия, Урал, Средняя Россия - вот далеко не полная карта его скитаний. Подвиг молчания продолжался около четырнадцати лет. В середине 60-х годов о.Епифаний заговорил. К этому времени относится его "Лекция об Антихристе", сохранившаяся в старой магнитофонной записи, где на основе Св.Писания и Св.Предания раскрывается истинный смысл происходящих сегодня исторических событий. В годы, когда о конце света никто не задумывался, о.Епифаний заговорил об этом как о вопросе, требующем настоятельного разрешения. В 1974 году он пишет книгу "Большое Почему или Стратегический План в действии", где показано существование глобального тайного "стратегического плана", давно выработанного иудаизмом и методически осуществляемого совместными усилиями с иудомасонством в масштабе всего мира и в течение многих веков, с окончательной целью неслыханного, полнейшего порабощения всего человечества под единую верховную власть тирана – "царя-деспота сионской крови", как воплотителя национальных идеалов еврейского народа. Подписана эта книга была псевдонимом Степан Парамонович Калашников - это герой поэмы Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Между прочим, самиздатовские экземпляры этой книги нам довелось видеть даже в Греции у некоторых понтийских греков, которые только недавно присоединились к Церкви ИПХ. В 1975 году он был арестован за эту книгу. На суде им произнесено "Последнее слово подсудимого" - вдохновенная речь, где он защищает свое мировоззрение, объясняет философские и политические взгляды, вскрывает сущность коммунистической идеологии, как сатанинской, богоотступнической. Суд проходил закрыто. Когда дали слово о.Епифанию, немногих присутствовавших русских, в том числе солдат, попросили выйти - вместо них привезли азиатов. Срок отбывал в Потьме, в Мордовии, в лагере для иностранцев. Когда прибыл по назначению, его спросили: "За что сидите?" - "За пахоту, - один 30 км. пашет, а я взял на 70". Так его и прозвали - "пахарь". "Надо побритъся, с бородами тут не сидят", - сказали ему. "А эти?" - кивнул он портреты Маркса и Энгельса. Уже в конце срока его хотели отправить в режимный дом престарелых, но старые друзья оформили опекунство, и он оказался на свободе. В 1978 г. о.Епифаний смог выехать заграницу в Швейцарию по вызову "племянницы".

Но возвращение в Европу принесло ему разочарование. Войдя в общение с Русской Православной Церковью Заграницей, с которой был связан до Второй мировой войны, о.Епифаний, после личных встреч с некоторыми епископами и клириками РПЦЗ, вскоре убедился, что дух отступления - апостасии глубоко проник в ее среду. Вот что о.Епифаний писал по этому поводу: "...Что происходит теперь в Русской Православной Церкви Заграницей? Ведь некоторые иерархи высказываются недвусмысленно в пользу пробольшевистской церкви?! призывают к единству с ней как со своей матерью?! Но неужели она для них мать?! Это было бы чудовищно!... Господи, вразуми, вразуми их!,.. О мученической и исповеднической Церкви Катакомбной они уже, - беря пример со своей "матери", пробольшевистской лжецеркви, отступившей от правды Божией и лгущей, - они уже не говорят. А если и заговорят, то только так: "А разве Катакомбная Церковь еще существует?" "...Ныне истинная Церковь Христова на земле Российской - Церковь тайная, сокрытая, Церковь пустынно-пещерная, Церковь Катакомбная!,.. А та, что в царстве антихриста существует открыто и именуется ложно и коварно "Русской Православной Церковью" и "Московской Патриархией", это не Церковь Христова, а современный антихристов антипод истинной Церкви", - считал он, и заключал: ". Народ, ходящий в такую лжецерковь, - в ведении или в неведении, - не может получить там благодати, ибо ее там нет! Согласно канонам Святой, Соборной и Апостольской Церкви, не может быть благодати в такой лжецеркви". Такое исповедание веры было давно отвергнуто Русской Зарубежной Церковью, которая все чаще и чаще стала заявлять прямо противоположное, - и это не смотря на то, что ей было хорошо известно, что Московская Патриархия за ересь сергианства была неоднократно анафематствована на тайных Соборах Катакомбной Церкви? Все это и многое другое послужило к тому, что о.Епифаний с отвращением отверг заграничных отступников, так как не мог согласиться с их исповеданием. Особенно в этом отношении была важной его встреча и беседа с Архиепископом Западноевропейским и Женевским Антонием Бартошевичем, который прямо заявл ему, что признает благодатными таинства сергианской Московской Патриархии. После этой беседы для о.Епифания с РПЦЗ все было покончено. Как ответ отступникам РПЦЗ он пишет за границей свой труд о Катакомбной Церкви (это его книга "Церковь Катакомбная на земле Российской", которую между прочим не стесняясь публиковал недавно журнал РПЦЗ "Православная Жизнь", но без всякого упоминания об авторе!). В 1980 году он вместе с англичанином Владимиром Моссом, в доме которого он жил некоторое время, присоединяется к Церкви Истинно-Православных Христиан Греции, которую возглавлял Архиепископ Афинский Андрей. т.н. "Матфеевскому Синоду". Отец Епифаний видел, что именно Церковь Истинно-Православных Христиан Греции поможет восстановить апостольское преемство Русской Церкви, утраченное в России во время неслыханных гонений и потрясений. В Греции он принимает великую схиму от Митрополита Епифания Кипрского с именем Епифаний. Разумеется, чо стороны РПЦЗ реакция была. Канцелярия РПЦЗ, которую возглавлял еп. Георгий Граббе поспешила разослать различные клеветнические сведения об о.Епифании. Клеветали против него и другие.

Осмысливая то, что произошло с РПЦЗ, о.Епифаний обращается к личности и судьбе своего духовного отца - архиепископа Феофана Полтавского, взгляды которого он считал очень важными для возрождения Церкви. Он путешествует по Франции, находит архив Архиепископа Феофана и по этим материалам в 1983 пишет и издает во Франции труд, посвященный Святителю Феофану Полтавскому, особенно выделяя тему духовного противостояния Святителя Феофана неправославным и еретическим взглядам и богословию Митрополита Антония Храповицково. Как известно Владыка Феофан выступил против неправославного истолкования Догмата Искупления Митрополитом Антонием Храповицким, результатом чего явилось фактическое изгнание Архиепископа Феофана Полтавского из Синода Зарубежной Церкви, возглавляемого Антонием Храповицким. Владыка Феофан ушел в затвор и более не имел евхаристического общения с зарубежными архиереями. Отец Епифаний увидел корень падения РПЦЗ именно в ереси антонианства, модернистском неправославном богословии Митрополита Антония Храповицкого (и его ученика Митрополита Сергия Страгородского - эти два иерарха один в России, другой вовне явились причиной величайших ересей и потрясений, нанесших Телу Церкви Российской глубокие раны). точка зрения отца Епифания на РПЦЗ была та, что с момента прекращения архиепископом Феофаном Полтавским всякого общения с РПЦЗ, т.е. с момента ухода его в затвор, РПЦЗ - является безблагодатной схизмой. Отцом Епифанием были написаны ряд писем к катакомбным христианам России, в которых он категорически предостерегает ИПХ России входить в евхаристическое общение и юрисдикционное подчинение с отступнической иерархией РПЦЗ. Именно благодаря отцу Епифанию множество Истинно-Православных Христиан России были удержаны и спасены от апостасийной РПЦЗ. С некоторыми этими письмами читатели могут познакомиться на нашем сайте. Подробно с книгой отца Епифания о Владыке Феофане читатели тоже могут познакомиться на нашем сайте. Таким образом, приход отца Епифания в Церковь Истинно-Православных Христиан Греции обусловлен был в первую очередь тем, что он считал Российскую Церковь утратившей Апостольскую преемственность в иерархии, как внутри самой России вследствии неслыханных гонений и репрессий, так и вовне - в РПЦЗ, вследствии падения последней в ересь антонианства. Единственной иерархией, имевшей несомненное Апостольское Преемство как от дореформенной Греческой Новоэлладской Православной Церквии, так и от Константинопольского Патриархата, а также Истинно-Православное Исповедание Веры, отец Епифаний признал Синод блаженнопочившего Исповедника Матфея Вресфенского Церкви ИПХ Греции под нынешним руководством Блаженнейшего Андрея Афинского. Так называемые греческие "флоринские" юрисдикции отец Епифаний решительно отверг. Во-первых, эти юрисдикции, имеющие "преемство" от беззаконной "хиротонии", совершенной епископом РПЦЗ Серафимом Чикагским в 1960 году, не имеют никакого отношения к Греческой Церкви и являются отростком все той же апостасийной РПЦЗ. Во-вторых, сами обстоятельства образования флоринского раскола, причиной которого явилось злославное учение Митрополита Хризостома Флоринского. ясно свидетельствуют о том, что флоринские юрисдикции суть схизмоересь, от которой ИПХ России должны твердо оградиться.

Наконец, благодаря политическим переменам в России, относительно которых о.Епифаний никоим образом не заблуждался, открылась возможность вернуться в Россию. В 1990-91 годах о.Епифаний ездит по России вместе с греческим Митрополитом Хризостомом, присоединяя под омофор Греческой Церкви ИПХ многие общины катакомбных христиан. Последние годы старца были правда омрачены переживаниями, связанными с проблемами внутри Церкви ИПХ в Греции и с тем расколом, который надвигался в ней и в котором Митрополит Хризостом Митропулос играл не последнюю роль. Но этот раскол произошел уже после смерти отца Епифания, которая воспоследовала 2/15 ноября 1994 года. На смертном одре отец Епифаний завещал не прерывать общения с Грецией и сделать все, чтобы восстановилась связь с нею.

Молитвами схимонаха Епифания, Нового Исповедника Российского, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

Иерей Андрей Сиднев