JA Purity III - шаблон joomla Авто


Новосвященномученик Серафим (Самойлович Семен Николаевич), архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии.

архиепископ Серафим

архиепископ Угличский Серафим

Родился 1885 (19 июля 1881) года в Полтавской губернии в семье псаломщика. Окончил Полтавскую духовную семинарию в 1902 году. С 1902 года служил в Алеутско-Аляскинской епархии, занимался миссионерской деятельностью.
С 1 августа 1902 года — учитель Уналашкинской миссионерской школы.
С 1 июля 1905 года — учитель двухклассной миссионерской школы в городе Ситка.

25 сентября (в день памяти преп. Сергия Радонежского) 1905 года пострижен в монашество епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) с именем Серафим.

Со 2 октября 1905 года — иеродиакон. Причислен к Ситкинскому Архиерейскому дому. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 1906 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В этом же году (1 августа) назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.

 

При епископе (впоследствии Патриархе) Тихоне был миссионером в Северной Америке (1905-1908 гг.). Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но весьма плодотворным, и будущий патр. Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной паствой.
25 марта 1908 г. иеромонах Серафим определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В этот же день за усердие и ревность по службе награжден набедренником.
4 октября 1908 года по состоянию здоровья освобождён от должности. Вернулся в Россию. Указом Св. Синода (3 декабря 1908 г.) ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества.

 

25 мая — 25 августа 1909 года — помощник епархиального миссионера Владикавказской епархии.
С 1 сентября 1909 года — духовник Александровской духовной семинарии (в городе Ардоне в Осетии), недолго исполнял обязанности инспектора семинарии.
С 13 апреля 1910 года — наместник Могилёво-Братского монастыря (до 1912 г.).
С 23 июня 1910 года — наместник Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудится под началом еп. Тихона.

 

23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. С 11 мая 1912 года — игумен. В 1913 году им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Во время Первой мировой войны учредил при монастыре лазарет для раненых.
С сентября 1915 года — настоятель Угличского Алексеевского монастыря.
В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличного Алексеевского монастыря и 29 июня 1916 года возведен в сан архимандрита. Помогал Владыке Агафангелу в управлении епархией.
Отец Серафим написал большое историческое исследование «История Толгского Монастыря 1314-1915» к празднованию 600-летия основания монастыря.

В 1918 г. во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твердость и мужество.

Со 2 (15) февраля 1920 года — епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. В июле 1922 года был арестован, некоторое время находился в Ярославской тюрьме. До назначения 15 января 1924 г. временно управляющим Ярославской епархией временно управлял Харьковской епархией. 18 мая 1924 г. вновь был арестован. [РГИА, фонд 831, оп.1, д.272, илл. 13-14, 25, 89.] В 1924 г. В 1924 году года возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа.


Необходимо отметить, что Серафим Самойлович входил в так называемый «Параллельный Синод», существовавший с одобрения Патриарха Тихона в Свято-Даниловом монастыре. Он был основан архиепископом Феодором (Поздеевским) и в него вошли и другие видные архиереи: архиепископ Андрей (Ухтомский), епископ Арсений (Жадановский), епископ Серафим (Звездинский) и епископ Гурий (Степанов).

Причиной возникновения «Параллельного Синода» считается то, что Патриарший Синод, находившийся под плотным контролем ГПУ, вынужден был встать на примиренческие позиции. Мыслился он как «постоянно действующее Предсоборное совещание» и главной целью его была подготовка тайного Поместного Собора, способного разрешить церковные проблемы без давления властей. В 1924 г. начались активные аресты членов «Параллельного Синода».

В 1924 и 1925—1926 годах архиеп. Серафим в связи с пребыванием Владыки Агафангела в Нарымской ссылке временно управлял Ярославской епархией.

С 30 ноября 1926 года по 2 марта 1927 года был заместителем Патриаршего Местоблюстителя в период отсутствия митрополита Сергия. Это произошло после того, как были арестованы Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский), его Заместители митрополиты Сергий (Страгородский) и Иосиф (Петровых). Последний подписал завещание, согласно которому в случае его ареста права Заместителя передавались архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), а если и тот не сможет принять дела — архиепископу Серафиму (Самойловичу).

Власти не дали первым двум кандидатам возглавить церковь, и в обязанности Заместителя местоблюстителя вступил сравнительно малоизвестный владыка Серафим. В своём послании просил епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой церкви и все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах. В то же время запретил в священнослужении архиепископа Томского Димитрия (Беликова), незаконно объявившего в своей епархии автокефалию.

В марте 1927 года архиепископ Серафим был вызван ответственным сотрудником ГПУ Е. А. Тучковым в Москву и заключён во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Через три дня освобожден и выслан обратно в Углич. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела. [Воспоминания М.Н.Ярославского - Надежда. Душеполезное чтение. Базель, 1994, вып. 18, с. 164-181.]. Отказался решать принципиальные вопросы без согласия находящихся в заключении старших иерархов. Ему было предложено подписать примерно такую же Декларацию, которую в последствии подписал Сергий. От такого шага архиеп. Серафим отказался. На вопрос, кто же будет управлять Церковью, если его арестуют и не освободят, Святетель отвечал: «Сам Господь Иисус Христос». На предложение составить синод, который был нужен ГПУ, Святитель ответил отказом, предложив своих членов Синода и в их числе митрополита Кирилла (Смирнова). «Ведь он же сидит», - говорят чекисты. «А ведь он у вас сидит, освободите его», - отвечал Святитель. За такой ответ он был вскоре арестован.

В апреле 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) был освобождён из заключения, и архиепископ Серафим сложил свои полномочия Заместителя местоблюстителя.
За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов Церкви, не шел на компромиссы с безбожной властью.

Вместе с правящим архиереем Ярославской епархии митрополитом Агафангелом (Преображенским), митрополитом Иосифом (Петровых) и двумя другими ярославскими викариями выступил против Декларации митрополита Сергия о сотрудничестве с властями. (С конца 1927 года, после декларации, а официально с 6 февраля (24 января) 1928 года, вместе с митрополитом Агафангелом). В подписанном ими обращении они выразили верность иерархическому подчинению митрополиту Петру и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией. Владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо, в котором говорил о том, что Декларация лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания. Одновременно с подписанием всей группой ярославских иерархов актом отхода, архиепископ Серафим послал Заместителю и от себя личное письмо с увещеванием, в котором между прочим говорилось:

«Своей Декларацией и основанной на ней церковной политикой Вы силитесь ввести нас в такую область, в которой мы уже лишаемся этой надежды, ибо отводите нас от служения Истине, а лжи Бог не помогает Как же Вы могли своей Декларацией наложить на них и на многих клеймо противников нынешнего гражданского строя, когда они и мы по самой духовной природе своей всегда были чужды политики, строго до самопожертвования охраняя чистоту Православия?..
Мне ли юнейшему сравнительно с Вами писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоучёного святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает меня снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце... Проявите мужество, сознайтесь в своей роковой ошибке и, если невозможно Вам издать новую декларацию, то для блага мира церковного передайте власть и права заместительства другому».

Арестован архиеп. Серафим 17 февраля 1928 года и выслан в Могилёв (по другим данным, в Устюжну? Углич?), находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничском Свято-Духовом монастыре, откуда Владыка Серафим и направил послание митрополиту Сергию, которое до нас не дошло, по мнению современников оно содержит увещание и повторяет высказанные ранее убеждения.

На официальный акт отхода Сергий ответил запрещением в священнослужении архиепископа Серафима (вместе с ним запретил и группу других архиереев). 11 апреля 1928 года митрополит Сергий и его «синод» приняли решение уволить архиепископа Серафима от управления Угличским викариатством. В мае 1928 ими же было принято решение предать его каноническому суду, запретить временно священнослужении в Ярославской и Московской епархиях и потребовать в месячный срок выразить послушание митрополиту Сергию и его «синоду». Существует неподтвержденная информация, что в мае 1928 он примирился с митрополитом Сергием (вслед за митр. Агафангелом). Однако достоверна лишь та информация, что архиеп. Серафим подписал т.н. «компромиссное заявление» митр. Агафангела, в котором говорилось: «Принципиально власть Вашу как Заместителя не отрицаем. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем» (Акты Патр. Тихона, сс. 572-574).

Действительно, в дневнике 1928 г. можно увидеть, что Серафим Самойлович присутствовал на литургии, где поминалось имя митр. Сергия. Однако в этом же дневнике позже он пишет: «Я прошел через великое горнило и испытаний и искушений. Только к празднику Р[ождества] Хр[истова] получил полное духовное умиротворение, окончательно выравнивается наше делание и становится определеннее и политика м[итрополита] С[ергия] и наше противление этому новообновленцу. Мне кажется, пора уже сказать свое слово и отмежеваться от м[итрополита] С[ергия], ибо мы своим именем смущаем слабых и немощных, а людям, сожженным в своей совести, дают повод говорить о силе их политики и незыблемости их положения» (МИР БОЖИЙ №1(9) 2003).

По другим данным, владыка Серафим направил Заместителю местоблюстителя новое послание, повторяющее основные мысли предыдущего. В любом случае, назначений на церковные должности от митрополита Сергия он не принимал. В дальнейшем он постоянно пребывал в ссылке и лагерях, что свидетельствует об отказе от тех компромиссов с властями, которые владыка Серафим считал недопустимыми.

В январе 1929 года направил «Послание ко всей Церкви», в котором продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество». Послание Святителя широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде. После издания этого документа в феврале (или марте) 1929 году он был арестован в Могилёве и осужден на три года заключения в Соловецком лагере, где его постоянно посылали на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломорканала. Протопресвитер М. Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение. Приведем свидетельства из этого драгоценного документа: «Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима - высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом ... мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки - дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру ..., я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима, - «На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов; я стою с 12 дня и меня не сменяют (Было около 6-ти часов вечера)». [М. Польский, протопресвитер, Новомученики российские, с. 12, 13.]

 

Осенью 1931 года переведен на материк (командировка «Новая биржа» около Май-Губы), где находился на инвалидных работах.

В марте 1932 г. из лагеря освобожден и отправлен в Коми-Зырянскую область. По воспоминаниям того же свидетеля, владыка «слабел телесно, но духом был тверд … Больной — Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку». Возглавил нелегальную церковь, тайно посвящал в священство и постригал в монашество. В Коми-Зыряновском крае находился до 1934 г.

Согласно показаниям 3 января 1933 г., архиеп. Серафим находился в каноническом общении со многими катакомбниками: «Всех архипастырей, которые находятся в изгнании настоящей властию, как-то: митр. Петра Крутицкого, Кирилла Казанского, Иоасафа, Нектария и др. – я считаю как страдальцев за веру... в наших истинных православных церквах они включены в поминовение».

В 1933 году вновь был осужден к трём годам ссылки, которую отбывал в Архангельске. Примерно в 1934 году им было написано ещё одно Послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещённым в священнослужении за свою антиканоническую деятельность, начиная с 1927 (предположительно это послание утверждалось на тайном катакомбном Соборе в Архангельске):

«Не входя в рассмотрение остальных деяний митр. Сергия за тот же период времени, Мы, по благодати, данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, объявляем митр. Сергия лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными Епископами Русской Церкви, предаем его церковному суду с запрещением в священнослужении. Епископы, единомышленные с митр. Сергием принимаются нами в молитвенное и каноническое общение, по чиноприему из обновленчества и занимающие вдовствующие кафедры, остаются на своих местах».

Непримиримый взгляд Свт. Серафима на политику митр. Сергия отмечал и митр. Казанский Кирилл (Смирнов): «Все эти лица являются сторонниками моей точки зрения по вопросам церковного управления, Серафим же Самойлович настроен даже резче меня» (протокол допроса 16 июля 1934 г.).


В 1934 году Вл. Серафим вновь арестован по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорён к пяти годам лишения свободы в лагере (в своих показаниях архиепископ Серафим отказался назвать лиц, с которыми он имел переписку). Заключение отбывал в Кемеровском ИТЛ (до 1937 г.).

4 ноября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания, после чего был арестован в лагере и расстрелян вместе с другими «членами контрреволюционной группы».

Святый священномучениче, отче святителю Серафиме, моли Бога о нас!