JA Purity III - шаблон joomla Авто

Священноисповедник Виктор (в мiру Константин Александрович Островидов) - епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.

 

епископ Виктор

епископ Глазовский Виктор

Родился 20 мая 1875 года (село Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии) в семье псаломщика Троицкой церкви Александра и его супруги Анны. Кроме старшего сына Константина, в доме было ещё трое детей: Александр, Мария и Николай.

По окончании Камышинского духовного училища в 1893 году Константин поступил в Саратовскую Духовную семинарию и окончил ее по первому разряду в 1899 году. В этом же году Константин Островидов поступил в Казанскую Духовную академию. По окончании академии он был удостоен степени кандидата богословия (1903) с правом преподавания в Духовной семинарии.

В 1903 году Константин Александрович был пострижен в мантию с именем Виктор, рукоположен во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Вёл миссионерскую деятельность среди чувашей. В основу миссионерского дела было положено обучение чувашей грамоте и совершение богослужения на родном для них языке.

В 1905—1908 — иеромонах Иерусалимской духовной миссии (служил до 1908 года).
С 13 января 1909 — смотритель Архангельского духовного училища.
С 15 октября 1909 — иеромонах Александро-Невской Лавры.
22 ноября 1910 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии и возведен в сан архимандрита.
В сентябре 1918 года архимандрит Виктор назначается наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде.

В декабре 1919 года архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1919—1920 подвергался кратковременным арестам. Прибыв в январе 1920 года в Вятскую епархию, он приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей, просвещая и научая паству вере и благочестию. Безбожным властям не понравилось столь ревностное отношение епископа к Церкви, и он был арестован. Преосвященного Виктора обвинили в том, что он будто бы агитировал против медицины, и Вятский губревтрибунал приговорил его за это к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден.

В 1920 — епископ Слободский, викарий Вятской епархии.
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом и служил ему поддержкой среди неустройств и тягот жизни в безбожном государстве. Владыка был характера прямого, чуждого лукавства, спокойного и жизнерадостного.

С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии.

Весной 1922 года активизировалось обновленческое движение, направленное на разрушение Церкви. Святой Патриарх Тихон был заключен под домашний арест, передав церковное управление митрополиту Агафангелу, которого власти не допустили в Москву. В июне митрополит Агафангел обратился с посланием к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, советуя архиереям до восстановления высшей церковной власти управлять своими епархиями самостоятельно.

Еп. Виктор решительно выступил против обновленческого движения. Писал своей пастве: «…умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой“, а в действительности „трупу смердящему“, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными».

В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский). Обязанности управляющего Вятской епархией временно перешли к епископу Виктору. К нему и направил свое послание председатель обновленческого ВЦУ «епископ» Антонин (Грановский): «Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний…»

После недолгого пребывания в заключении владыка Павел был освобожден. Это было время, когда обновленцы пытались захватить церковную власть в епархии или же добиться нейтрального отношения к себе епархиальных архиереев.

В августе 1922 года обновленцы созвали в Москве съезд, по окончании которого были посланы уполномоченные во все российские епархии. Прибыл уполномоченный ВЦУ и в Вятку, где он встретился с епископом Павлом и попросил его содействия в деле созыва общегородского собрания духовенства, чтобы информировать о состоявшемся в Москве съезде.

Владыка не принял уполномоченного и отказался взять от него какие-либо бумаги. Епископ Виктор тем временем составил письмо к пастве, которое было одобрено и подписано владыкой Павлом и разослано по храмам епархии:

«В последнее время в Москве открыла свои действия группа архиереев, пастырей и мирян под названием "живая церковь" и образовала из себя так называемое "высшее церковное управление". Объявляем вам во всеуслышание, что эта группа самозванно, без всяких на то канонических полномочий захватила в свои руки управление делами Православной Российской Церкви; все ее распоряжения по делам Церкви не имеют никакой канонической силы и подлежат аннулированию, которое, надеемся, и совершит в свое время канонически правильно составленный Поместный собор. Призываем вас не входить ни в какие сношения с группой так называемой "живой церкви"...»

Уже на следующий день, 25 августа, владыка Павел и епископ Виктор, а с ними несколько священников были арестованы. Вятское ГПУ сочло, что дело имеет большое значение, и решило отправить обвиняемых в Москву. Люди, узнавшие время отправления поезда, устремились на вокзал. Они несли продукты, вещи, кто что мог в то тяжелое время. Для разгона православных власти направили отряд милиции. Поезд тронулся. Многие люди плакали. Епископ Виктор из окна вагона благословлял и благословлял свою паству.

23 февраля 1923 приговорён к трём годам ссылки, которую отбывал в маленькой деревне в Нарымском крае Томской губернии. К владыке приехала его духовная дочь, монахиня Мария, которая помогала ему в ссылке и впоследствии сопровождала во многих скитаниях.

В 1926 вернулся в Вятскую епархию. За три года отсутствия архиереев-исповедников епархия пришла в плачевное состояние. Один из викариев Вятской епархии, епископ Яранский Сергий (Корнеев), перешел к обновленцам и увлек за собой много священнослужителей.

Архиереи-исповедники сразу же принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, напоминая верующим почти в каждой проповеди о пагубности обновленческого раскола. Архиереи обратились к пастве с посланием, в котором писали, что единственным законным главой Русской Православной Церкви является местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр, и призывали всех верующих отойти от раскольничьих группировок и объединиться вокруг митрополита.

Поскольку для Вятской епархии вернувшиеся из ссылки архиереи-исповедники были единственным законным священноначалием, после их обращения к пастве начался массовый возврат приходов в Патриаршую Церковь. Созидательная деятельность владыки Павла и епископа Виктора продолжалась чуть большне двух месяцев, после чего власти приняли решение арестовать архиереев. Владыка Павел был арестован 16 мая 1926 года. Вскоре арестовали и епископа Виктора, который обвинялся в том, что содействовал архиепископу Павлу и произносил проповеди, которые, по мнению властей, имели «контрреволюционное содержание».

Сразу же после допроса архиереи были направлены под конвоем в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ, а затем переведены в тюрьму Бутырскую. Здесь им объявили, что Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 года постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Место пребывания можно было до некоторой степени выбирать самому, и архиепископ Павел выбрал город Александров Владимирской губернии, где он когда-то был викарным епископом, а епископ Виктор — город Глазов Ижевской губернии, поближе к своей вятской пастве.

Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы владыка встретился с заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием и в соответствии с местом ссылки с осени 1926 был назначен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией.

В 1927 отказался признавать Декларацию Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Человек прямой, лишенный лукавства, епископ Виктор решил не читать декларацию верующим, чтобы не выразить публичного согласия с ее содержанием. Владыка отослал декларацию обратно Сергию. Обратился также к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию, но в ответ владыка Виктор был перемещён на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии. Нового назначения не принял.

Необходимо заметить, что епископ Виктор еще в 1911 году официально высказывался о митрополите Сергие как о иерархе, могущем принести Церкви потрясения:

«Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были ещё в 1911 году, и я писал о нём в старообрядческом журнале, что придет время и он (митрополит Сергий) потрясет Церковь...» (Из письма другу, еп. Уржумскому Авраамию Дернову). В том же московском старообрядческом (в синодальных журналах не позволили бы критиковать таких видных богословов как Сергий и Антоний) журнале Святитель и опубликовал статью
«Новые богословы», где разбирал антиправославные взгляды Сергия Страгородского и Антония Храповицкого. Самой важной в статье, очевидно, является та мысль, что митр. Антоний и Сергий совершенно отрицают сверхъестественную сторону спасения, заменяя ее чисто естественным развитием самой церковной организации. Это природное развитие - преодоление с помощью «любви» греховной раздробленности человеческого естества.

В декабре 1927 обратился с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткинской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Это постановление было утверждено еписком Виктором. 23 декабря 1927 был запрещён в служении «синодом» митрополита Сергия, запрещения не признал и перешёл на самоуправление. Сторонники митрополита Сергия называли движение, возглавлявшееся епископом Виктором, «викторианским расколом». Митр. Сергий Таинства, совершаемые им и другими иосифлянами, признал недействительными и безблагодатными.

Еп. Виктор возглавил движение исповедников Православия в Вятской и Вотской епархиях. Объединил приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах. Находился в тесном общении с «ленинградскими» иосифлянами. Не подчинялся указам сформированного Е.Тучковым «синода», возглавляемого митр. Сергием (Страгородским). В письме к митр. Сергию (от 23.12.1927), а также в многочисленных посланиях к духовенству и пастве обличал сергианскую политику полного порабощения Церкви богоборческому государству. Отстаивал духовную свободу Церкви, был одним из активных организаторов Катакомбной Русской Церкви.

В конце февраля 1928 года епископ написал
«Послание к пастырям»
, в котором обличал декларацию митр. Сергия. В частности, он писал:
«Иное дело — лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, и иное — внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками...
Ведь так рассуждая, мы должны будем считать врагом Божиим, например, святителя Филиппа, обличавшего некогда Иоанна Грозного и за это от него удушенного, более того, мы должны причислить к врагам Божиим самого великого Предтечу, обличавшего Ирода и за то усеченного мечом».

Прошло чуть больше месяца, и в Секретном отделе ОГПУ появилось распоряжение от 30 марта 1928 года арестовать владыку. Вскоре преосвященный Виктор был отправлен под конвоем в Москву.

4 апреля 1928 был арестован в Глазове. Обвинён в том, что «занимался систематическим распространением антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке. Наиболее антисоветским из них по содержанию являлся документ — послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти как власти диавола, а претерпеть от неё мученичество, подобно тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называемый „креститель“». Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), одному из ближайших соратников митрополита Иосифа (Петровых).

18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Виктора к трем годам заключения в концлагерь. В июле владыка прибыл на Попов остров и затем был определен в 4-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), расположенное на Большом Соловецком острове, где назначен на работу бухгалтером канатной фабрики.

Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими «катакомбными» епископами и священниками, находившимися в заключении. Среди них были епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко). Весной 1930 переведён на материк (командировка Май-Губа). Информация о том, что, будучи на Соловках, он примирился с митрополитом Сергием, не подтверждается абсолютно никакими источниками.

По воспоминаниям профессора И. М. Андреевского, также бывшего заключённым на Соловках, «владыка Виктор был небольшого роста, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. „Каждого человека надо чем-нибудь утешить“, — говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда после полугодового перерыва открывалась навигация, и на Соловки приходил первый пароход, тогда обычно владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего».

Будущий известный академик, соузник еп. Виктора, Д.С. Лихачёв писал о той роли, которую, по его мнению, играл епископ Виктор на Соловках: «Иосифлян было большинство. Вся верующая молодежь была с иосифлянами. И здесь дело не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие. Одет был поверх рясы в вязаную женскую кофту, которую ему прислал кто-то из его паствы. От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили».

Святитель Виктор в отличие от его соратника (с которым он сошелся на Соловках) еп. Максима (Жижиленко) отличался оптимистическим взглядом на историю России. Он надеялся на возрождение Православия.

10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. 13 декабря 1932 был арестован в ссылке. Сразу же после ареста начались допросы. Следователи требовали, чтобы святитель оговорил других арестованных. Протокол с нелепыми обвинениями и лживыми показаниями был заготовлен заранее, и сменяющие друг друга следователи сутками повторяли одно и то же: «Подпиши! подпиши! подпиши!» Однажды владыка перекрестил следователя, и с тем случилось что-то вроде беснования — он стал нелепо подпрыгивать и трястись. Епископ помолился, чтобы не случилось вреда этому человеку. Вскоре припадок прекратился, но следователь снова приступил к владыке, требуя, чтобы тот подписал протокол. Однако все усилия его были напрасны — Святитель не согласился оговорить себя и других.

тюремное фото

тюремная фотография еп. Виктора


10 мая 1933 вновь приговорён к трём годам ссылки — в тот же Усть-Цильмский район, в отдаленное село Нерицу. Жизнь в условиях Севера была очень тяжелой. От голода и болезней многие умирали. По приезде к нему монахини Ангелины Святитель тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался.
До самой своей кончины Святитель был ревностным служителем Истинно-Православной Церкви, за что и подвергался арестам.

В 1997 г. мощи Святителя были обретены нетленными, что еще раз доказало его святость.

Святый священноисповедниче отче святителе Викторе, моли Бога о нас!