JA Purity III - шаблон joomla Авто

Митр. Хризостом бывш. Флоринский и еп. Матфей Вресфенский. 1937 г.  

 

=====

Письмо Хризостома Флоринского монаху Марку (Ханиотису), июнь 1937.

 

    Если какая-либо одна поместная Церковь впадëт в некоторое заблуждение, исцелимое по Св. Василию, каким является календарное заблуждение, архиереи могут отделиться и прервать духовное общение с этой Церковью, чтобы не быть общниками того заблуждения, но не вправе провозгласить эту Церковь раскольнической, что является исключительно правом всеправославного и вселенского собора. 
В таком случае они, прерывая до соборного рассуждения общение с заблудшей церковью своей, призывают еë пред всеправославный или великий поместный собор, чтобы вернуть еë на православную стезю, и, если она упорствует в заблуждении, после первого и второго вразумления всеправославный собор провозгласит еë еретической, если заблуждение касается догматической стороны, или раскольнической, если касается устава и административной стороны Церкви. Именно это сделали и мы, прервав духовное общение с иерархией Греческой Церкви из-за заблуждения календарного новшества и призвав еë пред Всеправославный или Великий поместный собор, который единственный компетентен и правомочен осудить еë заблуждение и убедить еë отступить от него, или, если упорствует в нëм, провозгласить еë раскольнической.Итак, некоторее заблуждение, не касающееся прямо догматов веры, но относящееся к нарушениям канонов и церковным преступлениям, исцелимым по Св. Василию, делает заблудшую Церковь раскольнической потенциально, но не действительно до того времени, пока некоторый всеправославный собор не осудит и не объявит еë и действительно раскольнической (...)
    Но пусть знает Ваше Преподобие, что Святое Миро, сваренное и освященное Церковью Вселенской Патриархии, имеет всю свою благодать и освящающее действие, даже если и сварено Патриархией после введения календарного новшества. Это так, потому что за то новшество ответственны только лица, входящие в Правящий Синод, которые незаконно и антиканонически приняли новшество церковного календаря, но не Церковь Вселенской Патриархии, которую представлет вся Иерархия Престола, которая единогласно и в Святом Духе заседает и принимает решения о некотором церковном вопросе (...)
    Таким образом и в случае, если Святое Миро сварено Вселенской Патриархией после календарного новшества, его освящающая благодать нисколько не уменьшается, потому что проистекает не из антиканоничности и недостоинства лиц, которые совершают мироварение, но из силы Церкви и православной идеи Церкви, которую эти лица представляют. 

Подпись:

Хризостом Флоринский

=====

 

=====

 

Текст "Предложения" и письма Матфея Вресфенского Герману Димитриадскому, 5 июля 1937.

    Предложение внесено на заседании Святого и Священного Синода Православной Христовой Церкви Греции (17/30 июня 1937):Епископ обязан поучать народ и клир истинной вере и добродетельному житию и не быть небрежным, согласно 58 апостольскому правилу, и при этом блюсти благочестие и обличать и анафематствовать всякую ересь и злославие, и всякое учение, противное церковному преданио, согласно Первому правилу Второго Святого Вселенского Собора, 30-му Шестого и 30-му Седьмого. Поскольку из-за различных обстоятельств сердца верующих во многих местах потряслись и пошатнулось доверие и послушание Св. Синоду и соблазнилась совесть многих — чтобы не оказаться ответственными и подвергнутыми наказанию упомянутых правил и виноватыми в гласе Господа Вседержителя, восклицающего: "Священники нарушили Закон, не объявили народу заповеди Мои разделять между скверным и святым", и ради назидания во Христе благочестивой полноты Церкви и мира совести в простоте верующих в Господа, за которых Христос умер, вносим Священному Синоду свое смиренное предложение, покоряясь голосу своей архиерейской совести и со страхом взирая на свое стояние на горнем месте Христовом, ибо взыщет Господь кровь всякой души нам вверенной. Поэтому с великим страхом Божиим предлагаем и горячо просим:
    1) опубликовать Синодальное Окружное Послание всему в Греции словесному стаду Христовому, сражающемуся за отеческую веру, в котором мы, взяв слово Православия в уста, ясно объявляем, что все таинства раскольнической церкви афинского и всея Греции Хризостома Пападопулоса лишены божественной Благодати согласно первому правилу Василия Великого, и указываем, что принятие крещëнных в расколе детей в истинную Церковь Господа нашего Иисуса Христа должно осуществляться через повторное миропомазание, согласно упомянутому правилу Небогласного Василия, и через письменное заявление в случае взрослых христиан. И поучаем верующих в том послании, что они должны избегать совместных молитв и участия во всяком священнодействии схизмоеретических новшествующих священников, согласно 33-му правилу лаодикийского Священного Собора, который заповедует, что нельзя молиться с еретиками или раскольниками.
    2) Осудить в том послании безбожное учение антихристианского масонства, которое превосходит всякую ересь, которое, согласно официальному суждению иерархии раскольнической церкви Хризостома Пападопулоса от октября 1933 г., продолжает древнее идолопоклонство и является служением сатане и полным отрицанием Божественности Господа нашего Иисуса Христа, хулит основу Веры, Великое Таинство Святыя Троицы, и воюет со всем учением христианской Веры и Благочестия и Святого Евангелия и со Святой Православной Восточной Церковью Христа нашего, и делает навязываемыми присягами членов своих совершенными отступниками и отрицателями святости Веры нашей во Христа и врагами Божиими. Не можем больше успокоиться как пастыри Православия, потому что прехвальное имя Господа нашего Иисуса Христа оскорбляется, Всесвятая Кровь Его, излитая с Креста, презирается и святыня дается псам. Но как точные хранители Апостольских Преданий и Богоносных Отцев, предадим в омофоре анафеме это самое нечестивое учение безбожного масонства, выполняя святую отеческую заповедь, гласящую, что "надо анафематствовать всякую ересь" (1-е правило 2-го всел. собора), чтобы, успокоившись там, где существует опасность для веры, не обрестись чуждыми (не дай Бог!) истинным Пастырям Христовой Церкви, т.е. Святым Отцам, но, как преемники тех органов, избранных Всесвятым Духом, станем в один ряд с ними и по этому божественному примеру вместе с ними тем же боговдохновенным голосом повторим: "И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, а кого отлучению, тех и мы отлучаем, кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем (Правило первое Седьмого вс. собора). (...)
    В священном монастыре Владычицы Богородицы Певковуноиатриссы в Кератее, 17/30 июня 1937.Благодать Божия и бесконечная Его милость через Иисуса Христа да будет с вами, братие во Христе христиане.

    Смиренный и последний среди епископов, пламенный пред Господом молитвенник 

+ Вресфенский Матфей Святогорец

===== 

 

=====

Обращение к председателю Синода Герману Димитриадскому:

     (...) Поскольку в ходе дискуссии об условиях этого моего предложения двое из членов Священного Синода потеряли хладнокровие и обрушились на меня, и поскольку угрозы и обиды не могут уменьшить серьëзность моего предложения, имею честь попросить Вас оказать любезность, насколько возможно быстро, созвать Синод и дать ответ на мое упомянутое предложение. Если, помимо всякой надежды, Священный Синод не пожелает принять условия моего предложения в соответствии с предписаниями божественных и священных канонов, но будет упорствовать, то со скорбью, выраженной в послании от 8/21 июня с.г. по поводу очень серьëзного вопроса повторного миропомазания, не в силах носить бремя такого решения, считаю себя обязанным как Православный Архиерей прервать с вами всякое духовное общение, чтобы не обрестись виновным в страшный день Суда, как презревший божественные и священные каноны. Но, надеясь, что Святой и Священный Синод пожелает пересмотреть свое решение и дать разрешение в вопросах, указанных в моем предложении, как заповедают Священные Каноны, и что пожелает синодальным окружным посланием возвратить расшатанное доверие православной полноты к нашему Священному Синоду, буду ожидать до следующего понедельника, 13 числа сего месяца, вашего письменного ответа на это мое предложение.Если Святой и Священный Синод не примет условия этого моего предложения до этого срока, молчание буду считать отрицанием моего предложения и в связи с этим прерву всякие отношения с вами и определю свою дальнейшую позицию.

    В священном монастыре Владычицы Богородицы Певковуноиатриссы в Кератее, 5/18 июля 1937.

    Смиренный и последний среди епископов, пламенный пред Господом молитвенник

+ Вресфенский Матфей Святогорец

===== 

 

=====

Первый Апокириксис (отвержение) Матфеем Вресфенским Германа Димитриадского и Хризостома Флоринского, 5 сентября 1937 г.

    (Обращение надписано: "Бывшему Димитриадскому Герману, до сих пор председателю нашего Священного Синода")

    После повторения текста Предложения (приложение 2), следует:

    И поскольку мне до сих пор не дан никакой ответ и имея в виду правило 15 так называемого Двукратного Собора, согласно которому: "Отделяющийся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда то есть он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений" и 2) поскольку в последнем ответе, который Вы дали Высокопреподобному монаху Марку Ханиотису, Вы совершенно ясно объявили, что таинства, совершаемые новостильниками, действительны и имеют божественную Благодать, и что в будущем продолжите поддерживать духовное общение с новшествующей раскольнической церковью Греции (...) Поэтому, выносим решение:

    1) выразить глубочайшую печаль вам и всем последователям вашим из-за, вопреки всем ожиданиям, внезапного отступления от ваших первоначальных исповеданий и заявлений;

    2) прервать с вами и всеми вашими последователями всякое духовное общение, до тех пор, пока Господь Бог не восхочет просветить вас, чтобы возвратились к своему начальному Исповеданию Веры и хранили точность Священных Канонов и Преданий Церкви, не следуя так называемой благости, икономии и снисхождению, как не могущий носить бремя одного такого решения вашего и чтобы не обрестись виновным в страшный день Суда как презревший божественные и священные каноны, привлекая на себя проклятия и анафемы Святых и Богоносных Отцев наших;

    3) Отзываю все подписи, до сегодняшнего дня поставленные под деяниями и остальными документами на заседаниях Синода с вами, и также прошу вас отменить мое участие в газете Голос Православия.

(В подписи Матфей Вресфенский)

===== 

 

=====

 

Второй Апокириксис (отвержение) Матфеем Вресфенским Германа Димитриадского и Хризостома Флоринского, 19 сентября 1937.

    Преосвященнейшему бывшему Димитриадскому Герману и бывшему Флоринскому ХризостомуАще бысте слепи были, не бысте имели греха;ныне же глаголете яко видим, грех убо ваш пребывает..Преосвященнейший,Привожу эти слова Господа нашего в начале своего отвержения (апокириксиса) ваших деяний от 8-го и 17-го сего месяца с большой жалостью и сердечным страданием, ибо, как говорит Св. Златоустый, согрешать есть дело человеческое, но оставаться в грехе есть дело сатанинское и пагубное. К несчастью, видим, что Вы в упомянутых текстах упорствуете в нарушении своего исповедания веры, которое письменно и устно объявили греческому народу и клиру, как только с мая 1935 г. приняли на себя руководство борьбой за святую православную Веру, Христа нашего и Церковь, боримую из ада, и что, к сожалению, перешли в ряды отступников от Православия и хулителей Святого Духа через анафематствованное календарное новшество, поскольку признаёте, что таинства тех новшествующих лжеепископов и клириков якобы причастны Божией благодати. Недоумеваем, как такая омрачëнность овладела Вами, что Вы пишете, что "нет ни одной церковной и канонической причины, которая может оправдать его отделение от нас, от которых он принял, по попущению Божию, епископский сан." Разве не разбираете где свет истины? Напоминаем Вам поэтому публикацию "Разъяснение вопроса Церковного Календаря", в которой на двадцатой странице Вы пишете, что новый календарь осуждëн Всеправославными Соборами восточных Православных Патриархов в 1583, 1587 и 1593 гг., собравшихся в Константинополе во время Иеремии Второго Великого, что "одностороннее и антиканоническое введение нового календаря отделяет, или по словам Отцев, ограждает их от всеобщего здания Православия и делает их пред другими православными церквами раскольниками." Также упомянем, что и в "Заявлении" приходскому клиру и монашествующим греческой церкви Вы приводите на 17-й странице следующее: "Отвергните и вы раскольника архиепископа и ему единомысленных архиереев, продолжающих упорствовать в календарном новшестве, если не хотите, чтобы и вы считались раскольниками, и чтобы православную Церковь освободить от порока и пагубных последствий раскола. И чтобы уверились, что это необходимое осуждение является честью, а не пороком, прибавляем канон 15 Двукратного Вселенского Собора, который не только не осуждает непослушание первоиерарху, отпавшему от Православия и с непокрытой головой проповедующему антиправославное учение, но и похваляет и требует его публичного отвержения ради спасения Церкви от ереси."Наконец, чтобы напомнить истину, прибавляем ниже и отрывок из Вашего Пастырского послания, с которым Вы обратились к православному народу, отправляясь в изгнание, где пишете: "Мы, принимая на себя пастырское попечение над православным греческим населением, следующим отеческому и православному календарю, и осознавая присягу веры, которую приняли, что будем хранить всë, что приняли от семи Вселенских Соборов, избегая любого новшества, не могли сделать ничего другого, кроме как провозгласить официальную церковь, принявшую папский календарь, раскольнической, что Всеправославными Соборами квалифицировано как мировой соблазн и самочинное попрание божественных и священных канонов и церковных преданий. Поэтому советуем всем последующим православному календарю не иметь никакого духовного общения с раскольнической церковью, еë раскольническими служителями, от которых ушла Благодать Всесвятого Духа, потому что они нарушили решения отцев Второго вселенского собора и всех всеправославных соборов, осудивших григорианский календарь. Тот факт, что раскольническая церковь не имеет благодати Святого Духа, подтверждает и Василий Великий, который говорит: 'Хотя раскольники и заблуждаются в вопросах не догматических, но поскольку Глава Тела Церкви есть Христос, от Которого, по божественному Апостолу, все члены оживотворяются и принимают духовное возрастание, они от гармонии членов Тела Его оторвались и больше в себе не имеют Благодать Святого Духа. А если не имеют Его, как могли бы передать Его другим?' ("Врадини", 21/6/1935). И даже небольшая часть из вышеупомянутого показывает яснее солнца, что Вы в то время признавали истинным, что новшество папского календаря делает церковь митрополита афинского Пападопулоса действительно раскольническою, т.е. делает еë членом, отсечëнным от тела Православия, и что, следовательно, Вы тогда признавали, что церковь Хризостома П. есть церковь лукавнующих, согласно Царю-Пророку, который поëт: "Возненавидех церковь лукавнующих", и что лишены освящающей Благодати Святого Духа все совершаемые ею таинства согласно божественным и священным канонам, о которых мы упомянули в Предложении от 29 июня с.г. При этом Вы признавали, что это новшество является диавольским прилогом и, поскольку оно ранее обсуждалось и осуждено на нескольких православных Соборах, является злославием и требует от каждого богобоязненного клирика отвергнуть своего епископа, когда тот с непокрытой головой проповедует это злославие. И поэтому Вы правильно упомянули канон 15 Двукратного Собора в своëм призыве клирикам осудить злославного архиепископа Хризостома П. и его единомышленников. Вот, следовательно, каноническая и церковная причина, которая вынудила нас публично отвергнуть Вас, поскольку сегодня Вы признаёте, что "Святое Миро, сваренное и освященное Церковью Вселенской Патриархии, имеет всë своë освящающее действие, даже если и сварено после календарного новшества", из чего видно, что Вы принимаете как абсолютно действительные таинства злославных новаторов, что кроме того подтверждаете и письменно, когда говорите что (если бы не признавали их действительность) пришли бы в противоположность с остальными православными церквами, признающими таинства новостильных церквей и общающихся с греческой церковью и вселенской патриархией, от которой принимают и Святое Миро.И в таком случае, поскольку Вы не признаëте разницу в освящающей благодати таинств, совершающихся злославными и православными, но считаете их общими и одинаковыми, а по отношению к раскольнической церкви новаторов не признаëте, что она лишена Божественной Благодати, и по сути укрепляете новшество, и злославие проповедуете, поэтому, как Архиерей Православной Святой Христовой Церкви я был вынужден Вас публично отвергнуть, согласно упомянутому 15-му правилу Двукратного Собора, чтобы защитить Церковь Христову от расколов и разделений, которые причиняет Ваше скверное мнение о злославных новаторах. Таким образом, мы не отделилсь от Православия Святых наших Отцев, а Вы не по попущению Божиему возвели нас в епископский сан, как прельщëнно пишете, но по домостроительству Великого Бога и Спаса нашего Господа Иисуса Христа, потому что попущение Божие, как разъясняют Божественные Отцы, проявляется там, где творится зло и в содействии со злом следует.Но, слава Святому Богу, мы, верующие благочестиво, и остающиеся, Благодатию Святого Господа нашего и Пастыреначальника Христа, твëрдо в том, что приняли, и отвергающие то, что не приняли, пред Единым Истинным нашим Богом в Троице благочестно покланяемом, как все таинства нечестивых новаторов, в своем православном архиерейском Исповедании веры стали непреклонно и готовы за него, т.е. за Православие, подвергнуться и опасности любви ради Христовой и ради назидания и спасения верующих. А Вы, забывая своё первоначальное Исповедание веры, которое исповедали и в нашем Священном Монастыре, и принимая сегодня таинства новаторов, удалились с прямого пути церковных преданий и отклонились от здоровой от Отцев преданной веры.Так думая, Вы отделились и оградили самих себя от Православной Святой Христовой Церкви нашей, ибо, по апостольским установлениям, "отделяется не тот, кто отделяется от нечестивых, но кто разделяется с благочестивыми", и следовательно сделали себя подсудным и ответственным пред Божией Правдой, отрекшись таким образом истины, которая Христос, и приняв прелесть и ложь, чей отец диавол, по слову Господа.И поскольку Вы нам угрожаете возбуждением судебного процесса против нас, потому что мы непреклонно остаемся верными отеческому преданному благочестию и точно держимся вечных границ, установленных Божественными Отцами, и поскольку настаиваете представить нас беззаконниками, действующими помимо Священных Канонов и интересов Православия, хотя хорошо понимаете, что мы находимся в истине и истинном исповедании Православной веры нашей и только боремся за истину, которую и Вы объявили, как мы выше упомянули, повторяем Вам то, что сказал и Святый Марк Евгеник папе, угрожавшему ему низвержением: "Святые Соборы и Богоносные Отцы сперва осуждали ересь и заблуждение и злославие, а потом учащих еë и остающихся нераскаянными. Так и Вы, чтобы осудить меня, должны сперва осудить и доказать заблуждение моего учения и мнения. Но поскольку мое мнение есть мнение Православия и учение моë во всëм согласно с преданием и учением Святых Отцев, как я достоин осуждения?" Мы желаем чтобы Господь просветил Вас и вывел из заблуждения, в котором находитесь, чтобы Вы не потеряли венец для своих жертв Православию. 

    Обнародовано 19 сент./2 окт. 1937 г. перед митрополитом Димитриадским Германом Мавроматисом в афинском Психико,  Смиренейший между епископами и пламенный пред Господом молитвенник Ваш,

+Вресфенский Матфей Святогорец
=====

 

 

Письмо Хризостома Флоринского Герману Димитриадскому 17 октября 1937 г.

    Господин Председатель, (...) Окружные Послания отпавших епископов Вресфенского и Кикладского вам следует оставить без внимания, поскольку они нас осудили по корыстолюбивым причинам, будучи не в силах терпеть нашу критику беззаконных хиротоний и других их преступлений, и стали на сторону старого Управленческого совета Манесиса и Гунариса, которых до вчерашнего дня и сами называли спекулянтами и самочинниками [парасинагогами]. Как предлог для нашего осуждения они нашли причину, что мы отказались позволять повторное миропомазание детей, крещëнных новостильными священниками, следуя запрету божественных и священных канонов, и что отказались объявить еретическими и раскольническими новостильные Церкви, а их таинства не имеющими силу. Но главная причина их осуждения для Святого Вресфенского проистекает из того, что мы ему помешали пользоваться нашей священной борьбой для собственного обогащения, а для Святого Кикладского то, что запретили ему совершать беззаконные хиротонии иереев и дьяконов, не ради служения нашей Священной Борьбе, но ради создания собственной партии и овладения начальствованием над борьбою. Они оба, отбросив всякую узду совести и страха Божия, приступают к публикованию окружного послания истинно-православным христианам и пытаются ложью и мерзкими клеветами представить нас как дезертиров и предателей борьбы, потому что мы не хотели, презирая божественные и святые каноны, провозгласить греческую Церковь раскольнической и еë таинства не имеющими силы, и осудить на духовную смерть пять миллионов греческих братьев, которые чистосердечно следуют новому календарю, и войти в противоречие с остальными православными Церквами Иерусалима, Антиохии, России, Сербии, Польши и т. д., которые не только не прервали церковное общение с новостильными Церквами, но и сослужат с их служителями. И это потому, что новостильные Церкви не провозглашены раскольническими Всеправославным Собором, который единственный вправе по священным канонам осудить и объявить их раскольническими, если не отступят от заблуждения нового календаря. Право провозглашать отдельных лиц и церкви раскольническими божественные и богоносные Отцы Вселенских Соборов не дали ни отдельным лицам, ни поместным церквам, но Вселенскому Собору, который выражает соборную Православную Церковь, и решения на котором выносятся по вдохновению Духа Всесвятаго. По этой причине мы, почитая каноны и определения Вселенских Соборов, отказались провозгласить греческую Церковь раскольнической и ограничились только разрывом церковного общения с Архиепископом Афинским и ему единомысленными архиереями, чтобы не быть общниками календарного новшества. И мы это сделали согласно 15-му канону Двукратного Вселенского Собора, который даëт право только прервать церковное общение с нарушающими предания до соборного решения, которым единственно объявляются отдельные лица и церкви раскольническими и таинства не имеющими силы. Этот наш отказ, основанный на канонах и апостольских постановлениях, нашли как предлог упомянутые епископы, которые, к сожалению, дошли до той точки морального падения, что авторитет Общества ИПХ под председательством Манесиса и Гунариса поставляют выше авторитета нас, в течение 35 лет ничего иного не делавших, кроме того, что объявляли догмы Православия и право правили слово божественной истины. Но главный мотив, побудивший их осудить нас, есть стремление освободиться от всякого контроля с нашей стороны и свободно и невежественно использовать нашу священную борьбу под предлогом притворного благочестия. Тому, что они занимаются демагогией и ловят славу и почести за счëт борьбы, доказательство то, что оба они приняли титулы митрополитов, хотя мы им на хиротонии дали титулы епископов, что только авантюристы и умственно и душевно неустойчивые люди могут бесстыдно делать. Бесстыдной ложью является также и то, что говорится, что протосингел избил Кикладского на одном заседании Синода, который уже два месяца не собирался из-за обструкции епископов (...) Наконец, советуем вам и Общине иметь полное доверие к нам, которые жертвовали всем ради нашей священной борьбы. 

17 октября 1937

+ Бывший Флоринский Хризостом

===== 

 

=====

Письмо Хризостома Флоринского Герману Кикладскому, 9 ноября 1937 г.Боголюбезнейшему Епископу Святому Кикладскому г. Герману (...) 

    Ваше боголюбие, как доктор богословия и человек, окончивший университет, несомненно не может не знать следующие элементарные и фундаментальные элементы учения Православной Восточной Церкви. Церковь Христову на земле основали божественные Апостолы, снабдив и вооружив Еë силой Божией и Благодатию Всесвятого Духа, которая передаëтся верующим через Святые Таинства. Следовательно, только они имеют право вязать или решить, т.е. провозгласить еретической или раскольнической некоторую церковь, отклонившуюся от православной веры, и лишить ее действия Благодати Христовой и освящающей силы и действия еë таинства. Это право, т.е. основывать и упразднять некоторую Церковь, божественные апостолы передали своим ученикам, а те своим преемникам, и так безпрерывным преемством это право перешло во власть Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Согласно этому фундаментальному началу Православной Восточной Церкви, некоторая Церковь только тогда имеет авторитет и еë таинства освящающую Благодать и действие, когда подтверждена или признаëтся соборной Православной Церковью, и только тогда теряет свой авторитет, а еë таинства освящающую силу и действие, когда из-за некоторого злославия будет объявлена еретической или раскольнической со стороны всей Церкви, узаконение суждения которой и окончательное решение выносит Вселенский или Всеправославный Собор.По отношению к этому несогласной является с одной стороны протестантская церковь, которая это право истинной и правильной веры даëт отдельным лицам, чьë частное мнение и понимание таин веры может служить как пробный камень божественной истины, и, с другой стороны, латинская церковь, дав это право только высшему понтифику католической церкви, папе, чьë мнение, высказанное с кафедры в вопросах веры, представляет непогрешимый критерий божественной истины и правоверия. По этой причине, латинская церковь определила как догму папскую непогрешимость, когда он с кафедры говорит о вопросах веры. Поэтому протестанствует или латинствует всякий или всякая поместная церковь, когда присваивает право всеправославного собора и из-за некоторого антиканонического решения правительствующего Синода объявляет всю их церковь раскольнической и упраздняет еë таинства. В данном случае каноны дают отдельным лицам право только отвергнуть епископа, вышедшего из границ преданий, и прервать всякое церковное общение с ним до соборного решения и сделать донос на него всеправославному Собору, который единственный компетентен объявить его еретиком или раскольником. Это сделали и мы, поступив по божественным и священным канонам и особенно по 15-му правилу Двукратного Собора. А если, отправляясь в ссылку, мы назвали Архиепископа Афинского раскольником и Церковь Греции раскольнической, слово 'раскол' мы использовали не в смысле, в котором им пользуется Церковь для обозначения отделения от Православной Церкви и вследствие этого отчуждения от Благодати Христовой и таинств, но в смысле, что Архиепископ Афинский календарным новшеством отделил себя и следующую ему иерархию от остальных православных Церквей в праздновании праздников и хранении постов.Это отделение от Его Блаженства и последующей ему иерархии даëт нам право выразить наше частное мнение, что Его Блаженство и последующие ему иереи, сознательно нарушив единство Соборной Православной Церкви в одновременном праздновании праздников и хранении постов, стали только потенциально, но не действительно отступниками от божественной Благодати, потому что находятся под проклятиями и анафемами, наложенными божественными Отцами семи Вселенских Соборов на всех нарушающих предания и перемещающих вечные границы, установленные Отцами. Но Его Блаженство и ему единомышленные архиереи только тогда станут и действительно отступниками от Божественной Благодати и чуждыми православному духу таинств, когда их объявит таковыми и действительно раскольниками всеправославный собор, единственный имеющий право на это по определениям Православной Восточной Церкви. (...) О том, что Ваше Боголюбие хорошо знает этот канонический и фундаментальный принцип, и что, следовательно, лжëт, когда представляется будто защищает истину и Православие объявлением Его Блаженства Архиепископа раскольником и Церковь Греции лишëнной божественной Благодати таинств, свидетельствует то, что в ходе дискуссии на последнем заседании синода по поводу повторного миропомазания, стало на мою сторону и даже остро осудило противоположное мнение своего сотрудника святого Вресфенского, с которым наконец пришло и в личное столкновение, назвав его "торговцем Христом". Далее, Ваше Боголюбие в церкви Преображения резко осудило повторное миропомазание, разъяснив в своей проповеди смысл Таинства Святого Мира и точно охарактеризовав как антиканоническое его повторение со стороны старостильных иереев (...) Также, лицемерит и бесстыдно лжëт Ваше Боголюбие, утверждая, что не нужен и излишен созыв всеправославного собора или великого поместного собора для законного и окончательного осуждения календарного новшества Архиепископа, поскольку Всеправославные Соборы 1583, 1587 и 1593 гг. осудили григорианский календарь. Это потому, что Вы отлично знаете, что упомянутые Соборы действительно осудили григорианский календарь, но это осуждение касается латинян, которые приняли новый календарь полностью, в то время как Архиепископ принял от него половину, применив его для недвижимых праздников, но сохранив старый стиль для Пасхи и движимых праздников, чтобы избежать того осуждения. Итак, это новшество Архиепископа, который применил григорианский календарь только к недвижимым праздникам, а не к Пасхе, из-за чего прежде всего осуждëн григорианский календарь, как противный седьмому апостольскому правилу, является вопросом, который в первый раз возникает в истории Православной Церкви. Следовательно, созыв всеправославного собора не только не излишен, как с треножника высказало свое мнение как второй папа ваше Боголюбие, но необходим для канонического и законного решения этого вопроса. Ваше Боголюбие дошло до такого безумия, что дерзнуло проговорить громко наглым языком, что мы оставили знамя борьбы и предали его Архиепископу Афинскому. Мы, боголюбезнейший, вступили в эту борьбу под знаменем возвращения отеческого календаря в Церковь, поставив главной целью не стабилизацию и продолжение церковного разделения, но умирение Церкви и соединение христиан в праздновании праздников.А когда мы подняли то соединяющее знамя православия, мы сразу объявили, что не только поддержим православный авторитет Вселенской Патриархии и Греческой Церкви, подорванный новаторами, но и что ограничим крайности, в которые уклонилась бы старостильная борьба, оставленная без пастырского руководства, пока во главе её были святогорские священники, лишëнные богословского и канонического образования и приступающие антиканонически к повторному миропомазанию новостильных детей в ущерб борьбе и к дискредитации еë православного авторитета.И это знамя мы не только не оставили, но украсили и прославили его и в триумфе силой Христовой в ближайшее время поднимем его на Православном Акрополе Вселенской Патриархии и Греческой Церкви. Да, боголюбезнейший. Если начала брезжить заря триумфа Православия на горизонте Греческой Церкви, то это, вместе с силой Христовой, и благодаря православному, христианскому и воистину архиерейскому отношению, которое мы сохранили к официальной Церкви и Государству, не побоявшись встать в защиту своих архиерейских прав и вопреки использованной против нас силе, чтобы не оставить и не изменить славному и честному знамени Православия и православной вере нашей и исповеданию. Но Вы, боголюбезнейший, с Вашим соотступником Вресфенским, ослепнув от славы епископского степени, восстали против нас из любоначалия и сатанинской гордости именно в критический момент борьбы, чтобы разделить единство и православное движение и таким образом воспрепятствовать победе и триумфу Православия. Но будьте уверены - торжество Православия в ближайшее время всенародно прославится в Митрополии Греческой Церкви подлинно православным и патриотическим желанием Богохранимаго Короля и великого Председателя Греческого Государства, и все истинноправославные греки справедливо примут венец радости и славы, кроме вас и ваших малочисленных сторонников, и вы, как юродивые девы, окажетесь вне брачного чертога и напрасно будете оплакивать лишение той духовной радости и веселия.Это я Вам, боголюбезнейший, говорю в последний раз, ради удовлетворения правды, и молюся Богу, чтобы Своей бесконечной милостью и долготерпением простил нам великий грех, который мы сотворили, возведя вас в епископский сан, а Вас умудрил и направил на спасительные стези разума и покаяния, награждая одновременно и нашу священную борьбу возвращением отеческого календаря во славу Христа и Православной Церкви Его. Подпись:

бывший Флоринский Хризостом

=====

 

=====

Письмо Министерству религии от Германа Димитриадского и Хризостома Флоринского, декабрь 1937, г., копия Синоду Церкви Греции

    "Всеми желаемое умирение Церкви возможно достичь и восстановить с помощью небольшой коммисии, составленной из двух Синодальных архиереев (новостильной церкви - прим.), уполномоченных на это Правящим Св. Синодом; архиереев Димитриадского и бывшего Флоринского, и двух представителей Вашего правительства при следующих условиях:

    1) Все обвинительные судебные решения, которыми по календарному вопросу извергнуты клирики разных степеней, да упразднятся и да считаются яко не бывшие, и да возвратятся они немедленно в свои степени, а после окончательного решения вопроса и на свои позиции.

    2) Совершëнные нами хиротонии епископов да будут признаны действительными, какими они и являются согласно канонам. И из епископов Христофор Хадзис и Поликарп Лиосис да будут преданы в распоряжение Церкви, а Герман Варикопулос и Матфей Святогорец да будут объявлены виновными перед Правящим Св. Синодом за антиканонические и беззаконные поступки и объявления против нас и официальной Церкви, сделанные ими по безрассудству, а около десяти иерейских хиротоний, совершëнных по нашему позволению и нашему решению для религиозных нужд старостильников, да будут признаны действительными.

    3) Применение нового календаря иерархией да не считается окончательным и подлежащим исполнению, но временным и оспариваемым, подлежащим одобрению или упразднению со стороны будущего Святогорского Предсобора, согласно, впрочем, и энциклике 1931 г. Вселенской Патриархии, направленной всем церквам.

    4) Да будут свободными и негонимыми все клирики различных степеней и миряне, следующие старому календарю в обрядах в своих церквах, до окончательного и полноценного решения вопроса со стороны Предсобора.

    5) Окончательным сроком для созвания Предсобора да будет определена наступающая Великая Четыредесятница, и, если возможно, первая Неделя Православия, так чтобы следующая Святая Пасха могла найти нас соединëнными, и чтобы все продолжили праздновать по единому календарю все христианские праздники.

    6) Со стороны Правящего Св. Синода да будет определен и один из нас в качестве члена будущего представительства Церкви на Предсоборе, чтобы на нëм были изложены и наши взгляды по календарному вопросу.

    7) Решение Предсобора, какое бы ни было, да будет определено как обязательное для нас и для иерархии, и да будет немедленно приведено в исполнение со стороны Церкви согласно соборному посланию Вселенской Патриархии, которая определяет: "По отношению к некоторым более простым и лëгким вопросам, но важным для жизни Церквей, какими являются вопросы календаря, пасхалии... Предсобор может выразить мнение и о непосредственном и обязательном применении его решений и до подтверждения Вселенским Собором. Но для этого необходимо согласие всех представителей с конкретным решением. Если этого нет, не только для Церквей не может быть никакого обязательства в отношении Предсобора, но и да не будет одностороннего применения ни в одной из церквей" ("Орфодоксия", год 6, ном. 72).

   8) Да упразднится независимое Религиозное Общество истинных христиан как ненужное, и церкви Св. Марины в Пирее, Успения и Трех Дев в Афинах да будут переданы в юрисдкцию нас, законных представителей старостильников.

    9) Да предпримутся все необходимые церковные меры против клириков различных степеней и тех мирян, которые, поняв священную борьбу за старый церковный календарь как предприятие и возможность для корыстного приобретения, перешли канонические границы и прибегли к словам и поступкам, унижающим православный авторитет Церкви и способствующим стабилизации и продолжению этого разделения православных христиан.

    10) Если по какой-лобо причине до следующей Пасхи не соберëтся Святогорский Предсобор, то Правящий Св. Синод обязан синодальным решением определить для Церкви использование и применение старого календаря для всех церковных праздников, согласно духу упомянутой патриархийной энциклики, запрещающей одностороннее применение нового календаря по божественным и священным канонам и особенно 56-му правилу Шестого вселенского собора, который так определяет: "За благо признано и сие, да церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост"; согласно Королевскому указу от 1923 г., который определяет следующее: "Член 1, пар. 5 - Сохраняется в силе юлианский календарь в том, что касается Церкви и церковных праздников." И, наконец, согласно Конституции, которая требует, чтобы Православная Греческая Церковь хранила божественные и священные каноны и церковные предания, как и остальные православные Церкви.Поскольку всë это принято Св. Синодом, мы, чтобы облегчить дело всем желающим мира в Церкви, остаëмся в нынешнем церковном состоянии до Пасхи и будем избегать любых новых хиротоний и церковных действий, которое могут затронуть авторитет официальной Церкви и затруднить умирение Церкви и достижение безопасного и прочного единства христиан, что является целью вышеизложенного взаимного соглашения. С величайшим уважением и сердечными пожеланиями,

Димитриадский Герман,

бывший Флоринский Хризостом

=====