Истинно-Православная Церковь Греции и ее Священный Синод (матфеевцы) - единственная Истинно-Православная Церковь, которая прослеживает Апостольское Преемство от подлинных старостильных епископов Греции чрез посвящения, совершенные как акт икономии приснопамятным Митрополитом Матфеем Вресфенским (позднее Архиепископом Афинским). От него Апостольское Преемство прослеживается далее к подлинным греческим старостильным иерархам: митрополитам Герману Димитриадскому и Хризостому Закинфскому Автокефальной Православной Церкви Греции и бывшему митрополиту Вселенской Патриархии Хризостому Флоринскому. Поэтому, «Матфеевский» Синод - единственная Иерархия, которая обладает полнотой духовной власти для управления территорией, принадлежащей как Вселенскому Константинопольскому Патриархату так и Автокефальной Православной Церкви Греции будучи единственной Истинно-Православной Иерархией, которая прослеживает непосредственно Апостольское Преемство от этих Древних Православных Церквей.
Флорино-Акакиевская Иерархия, с другой стороны, прослеживает свое так называемое "Апостольское Преемство" от двух российских Епископов и одного новостильного румынского Епископа, все трое из которых совершили беззаконные деяния, вопреки выраженному желанию их собственного Синода, и в нарушении бесчисленных канонов, которые были безосновательно попраны и сие не может считаться никакой формой икономии. Даже если признать хиротонии флорино-акакиевцев действительными, тот факт, что они продолжают служить в Греции (территория, которая канонически не принадлежит им) и тот факт, что они объявляют себя "Истинно-Православной Церковью Греции", есть не только беззаконие, но и должно быть анафематствовано. Со времени, когда они отказались вступить в диалог с Матфеевским Синодом в 1971 году, благодаря "удачному" руководству их Архиепископа Авксентия Пастраса, флорино-акакиевцы были поражены ужасной чумой расколов. Это не удивительно для тех, кто не собирает с Богом, но расточает.

В 1971 году епископ Акакий Паппас [Младший] Аттический и Диавлийский прервал общение со своим Архиепископом, Авксентием Пастрасом. В 1974 году епископы Акакий Мускос Монреальский, Петр Астифидис Асторийский и Гавриил Кикладский также прекратили общение с Авксентием. Вскоре к ним присоединился Хризостом Киусис Фессалоникийский в 1978 году. Эти отделенные епископы объединились, чтобы сформировать их собственный "Синод".

В 1979 году Синод РПЦЗ прервал общение с Архиепископом Авксентием и его Синодом из-за его неканонических действий. В частности среди его неканонических действий был факт, что он посвящал Акакия Мускоса как Архиепископа Монреаля и всей Канады, несмотря на то, что там уже обретался епископ с тем же титулом - Архиепископ РПЦЗ Виталий (Устинов). Причем, Акакий был дьяконом Виталия, и не получал никакого канонического отпуска прежде, чем "быть посвященным" Авксентием с целью узурпации титула Архиепископа Виталия и его юрисдикции! Другой неканонический акт, совершенный Авксением – это "хиротония" Хризостома Киусиса во епископа "Фессалоникийского" несмотря на то, что на ту же кафедру уже был поставлен еще в 1948 году матфеевский Митрополит Димитрий. Поскольку РПЦЗ признал всех матфеевских епископов и вступил с ними в общение в 1971 году, какое право имел Авксентий "посвящать" епископов на те же самые кафедры, которые уже были заняты матфеевскими епископами? Но как мы можем видеть, у Авксентия не было никакого уважения даже к РПЦЗ (как в случае с Акакием "Монреальским") - понятно, почему он был столь озабочен узурпацией титулов и кафедр матфеевских епископов! Но последней каплей стало, когда Авксентий Пастрас принял в свою юрисдикцию португальского священника Гавриила Rocha. Гавриил был священнослужителем РПЦЗ, но Авксентий принял его без всякого канонического отпуска, повторно крестил и повторно рукоположил во священника, а затем "посвятил" во Епископа Лиссабоннского. Именно это деяние принудило Синод РПЦЗ наконец порвать с Авксентием и его сотоварищи, заявив что РПЦЗ не будет вступать в общение ни с авксентьевцами, ни с матфеевцами прежде, чем они объединятся.

В том же самом 1979 году Епископы Каллист Макрис и Аноний Фанасис прервали общение с Архиепископом Авксентием, рукоположили еще восемь новых епископов, и вместе с ними объявили о свержении Архиепископа Авксентия, таким образом создав «Каллистовский» Синод. Причинами, которые они обосновывали свои действия против Авсентия, были: что Авксентий спровоцировал разделение с Синодом РПЦЗ, а так же то, что Авксентий открыто отрицал святость Нектария Эгинского (Авксентий был близок с анти-нектарианами во главе с игуменьей козанской Магдалиной). Впрочем, последнее – не есть действительная причина с точки зрения флоринитов, поскольку даже Хризостом Флоринский, соглашаясь с мнением афонита Арсения Коттеаса, никогда не признавал святым Нектария Эгинского - в противоположность епископу Матфею Вресфенскому, действительно признававшему святость Нектария, который был одно время и его духовным отцом.

Архиепископ Авксентий, однако, заявил о извержении Каллиста, Антония и всех кого они рукоположили, и в свою очередь посвятил восемь новых собственных епископов. Но манера и скорость этих выборов и посвящений принуждают предполагать, что кандидаты были уже предварительно отобраны заранее. Наиболее вероятно, что Авксентий и Каллиник с одной стороны, и Каллист и Антоний с другой, не смогли договориться, кого посвящать. Так думать имеется гораздо больше оснований, поскольку если мы внимательней присмотримся к моральному облику епископов Авксентия, посвященных им в 1979 году – то обнаружим среди них морально скомпрометированные фигуры Евфимия Орфаноса, Паисия Лулургаса и прочих им подобных.

В 1983 году Митрополиты Геронтий, Каллиник, Евфимий, Стефан, Афанасий, Иустин и Максим разорвали общение с Архиепископом Авксентием и создали свой собственный Синод "геронтиан". В том же самом году Епископ Каллист Макрис отделился от своего собственного «Каллистовского» Синода, и ушел в затвор. Он подал прошение, чтобы его приняли назад в Матфеевский Синод, но ему ответили, что его примут только как монаха. Он поэтому оставался в затворе до самой смерти в 1986 году, перед которой он принес покаяние матфеевскому священнику.

В 1984 году епископ Киприан Кутсумбас (один из епископов, "посвященных" Каллистом в 1979 году) совершил совместное служение с новостильным экуменистом - Александрийским Патриархом Николаем VI (1968—1986) (Александрийская Патриархия перешла на новый стиль в 1926 году). После сего его призвали к ответу и «Каллистовский» Синод (тогда им руководил Антоний Мегарийский) Киприана запретил. Киприан, однако, не подчинился этому решению, и в следующем году, он и Иоаннн Bascio Сардинский разорвали общение с «Каллистовским» Синодом и посвящали новых епископов, образовав, таким образом, их собственный «Киприановский» Синод. Год спустя другой лже-епископ масон Евлогий Миланский присоединился к Киприану и совместно с ним Киприан совершил посвящения Хризостома Gonzales Этнийского и многоженца Нифона Kigungu Найробийского. Так с сослужения с экуменистами началась эпоха «киприановщины» - "борцов" с экуменизмом так называемого «Синода Противостоящих».

В том же самом 1984 году оставшиеся «каллистовские» епископы при Антонии Мегарийском присоединились к «Геронтиевскому» Синоду, который порвал общение с Авксентием в 1983 году. При этом «геронтиевские» епископы Афанасий и Иустин прекратили общение с «Геронтиевским» Синодом, и в то же время епископ Паисий Лулургас разорвал общение с Архиепископом Авксентием. Эти трое епископов - Афанасий, Иустин и Паисий - затем объединились, чтобы сформировать новый «Афанасиевский» Синод и заодно посвятили Викентия Маламатениоса как викария для Паисия. Все это мельтешенье группировок и перегруппировок является ярким напоминанием о епископах-вагантах и справедливо охарактеризовано как старостильный экуменизм.

В 1985 году "Геронтиевский" и "Афанасиевский" Синоды возвратились к Синоду Архиепископа Авксентия, сформировав один большой "Авксентиевский" Синод. Все неканонически рукоположенные епископы, которые были посвящены в расколе/ах от Авксентия, т.е. соответственно епископами, низвергнутыми Авксентием, не были приняты Синодом Авксения согласно каноническому порядку. "Разрешительные молитвы" были прочитаны всеми сторонами, как будто это были некие недоразумения – все те расколы и взаимные низвержения между ними. Таким образом, сам Авксентьевский Синод стал образчиком старостильного экуменизма.

Флорино-акакиевские иерархи, которые не вступили в этот союз, были - Синод "Противостоящих", возглавляемый Киприаном Кутсумбасом, и епископы одиночки: Акакий Паппас (младший), Петр Астифидис, Хризостом Киусис, Акакий Мускос, Гавриил Кикладский, Антоний Фанасис и Афанасий Харалампидис.

Однако, в течение того же самого года недавно воссоединенный Синод при Архиепископе Авксентии Пастрасе раскололся на две группы: одна при самом Авксентии и другая при Геронтии Саламинском. Эти два Синода обменялись взаимными прещениями. Таким образом, фракции "авксентьевцев" и "геронтиевцев" снова возродились.

В 1986 году к "Геронтиевскому" Синоду присоединились два прежних епископа-одиночки: Петр Астифидис Асторийский и Хризостом Киусис Фессалоникийский. Последнего избрали как нового Архиепископа. С тех пор данная группа известна как «хризостомовцы» и соответственно «Киусиевский или Хризостомовский» Синод.

В том же самом году два других епископа-одиночки, Акакий Папас (младший) Аттический и Гавриил Кикладский вступили в общение друг с другом и сформировали Синод из двух членов. К этому новому Синоду присоединились приходы греков и новообращенных американцев бостонского Свято-Пантелеимоновского монастыря, который вышел из РПЦЗ в связи с обвинениями в гомосексуализме игумена монастыря Пантелеимона Митропулоса, однако несколько месяцев спустя американские пантелеймоновцы разорвали общение с Акакием и присоединились к Авксентию Пастрас, который посвятил епископов для них.


В 1990 году епископы Гавриил Лиссабонский, Иоанн (Ioao) Портусский, Иаков (Тьяго) Коимбрский, Евлогий Миланский, Григорий Туринский и Вигилий (Vigile) Парижский, которые до этого времени были в общении с Авксентьевским Синодом, и поэтому также с американскими пантелеимонитами, разорвали общение с Архиепископом Авксентием и обратились к Польской "Православной" Церкви, которая была и есть часть "Мирового Православия." Однако, после того, как этот фальшивый союз состоялся, Евлогий Миланский, Григорий Туринский и Вигилий Парижский передумали и разорвали общение с Гавриилом Лиссабонским, создав, таким образом, "Миланский Синод" под председательством масона Евлогия Хесслера Миланского. Эти трое нарукополагали столько епископов, что по сути дела их Синод стал "магазином хиротоний". Всякий раз, когда священнослужитель из любой православной или даже католической юрисдикции желал епископской хиротонии, он мог легко получить ее в "Миланском Синоде" и затем подать прошение одной из поместных церквей "Мирового Православия" о принятии его в сущем сане епископа! В 1998 году в Миланский Синод были приняты епископы Иоанн Нью-Джерский и Илларион Техасский.

В 1995 году епископы Каллиник Ханиотис, Евфимий Орфанос, Стефан Цикурас, Иустин Колотурос, Паисий Лулургас и Викентий Маламатениос разорвали общение с Синодом Киусиса и создали свой. Еще два прежних епископа-одиночки присоединились к ним, а именно, Антоний Фанасис и Афанасий Харалампидис. Последний стал и председателем оной фракции. Таким образом "Афанасиевский" Синод, который имелся перед союзом 1985 года, был реанимирован. Это фактически так, потому что новый "Афанасиевский" синод был под председательством того же Афанасия, как и прежний "Афанасиевский" Синод. Сей Синод также состоял из тех же самых епископов, как прежний Афанасиевский Синод, т.е. Афанасия, Иустина, Паисия и Викентия. Единственное различие - то, что на сей раз имелось два новых епископа: Каллиник Ханиотис и Евфимий Орфанос.

В 1996 году Архиепископ Максим (преемник Архиепископа Авксентия, который умер в 1994 году) совместно с лже-епископом Димитрием Bifes совершили новые хиротонии, не известив о том прочих иерархов Авксентьевского Синода. Поэтому Епископы Ефрем Бостонский, Макарий Торонтский, Фотий Парижский и Афанасий Посталас Ларисский разорвали общение со своим Архиепископом Максимом и низвергли как его так и его новых епископов, которых он рукоположил. Таким образом, "авксентьевцы" поделились на "максимитов" и "посталаситов".

Среди новых епископов, "посвященных" Максимом, был некий иеромонах, находящийся под судом за убийство монахини и сразу после "хиротонии" был заключен в тюрьму. Другой новопоставленный епископ – Панкратий Василопулос был судим за педофилию.

Другая группа, которая низвергла Максима, испытала некоторые трудности. Глава ее, Афанасий Посталас, отказался прибыть на заседание Синода, хотя был вызываем несколько раз. Поэтому вместо него местоблюстителем Афинского Архиепископского трона был избран Макарий Торонтский и он же по умолчанию стал председателем этого нового Синода. Эта группа получила наименование "Бостонского" Синода, и позже посвящала еще двух новых епископов: Филарета Парижского и Моисея. Нынче она известна как "Святая Православная церковь в Северной Америке".

В 1997 году епископы Каллиник Ханиотис и Евфимий Орфанос разорвали общение с "Афанасиевским" Синодом и совершили хиротонии новых епископов, таким образом, создав их собственный "Каллиниковский" Синод. Сразу после этого события и епископы Стефан Цикурас и Иустин Колотурос также порвали общение с "Афанасиевским" Синодом и присоединились к Синоду Киусиса. Затем епископы Паисий Лулургас и Викентий Маламатениос также разорвали общение с "Афанасиевским" Синодом и совершили хиротонии двух новых иерархов в Америке: Нектария Агрителиса и Антония Граббе. Таким образом возник "Паисиевский" Синод. К этому времени апископ Антоний Фанасис умер и Афанасий Харалампидис остался единственным епископом "Афанасиевского" Синода.

В 1998 году Паисий Лулургас и Викентий Маламатениос были приняты в Константинопольский Патриархат, а двое ими рукоположенных епископа пошли кто-куда – Нектарий Агрителис присоединился к печально известным "максимитам", а Антоний Граббе вначале оставался в одиночестве и затем ушел в Синод обвиненного в педофилии Валентина Суздальского, бывшего в свое время несомненным сотрудником КГБ.

В 1999 году Каллиник Калимнус разорвал общение с Синодом Киусиса и вступил в общение с Афанасием Харалампидисом. Печально известный иеромонах Григорий Колорадский, будучи временно запрещенным Синодом Киусиса, затем присоединился к этому новому Синоду, состоящему из двух епископов, в надежде, что Афанасий и Каллиник рукоположат его во епископа. Однако к 2000 году этот союз распался, и Афанасий Харалампидис присоединился к Каллиниковскому Синоду, возглавляемому Епископом Каллиником Ханиотисом, а Епископ Каллиник Калимнус остался в одиночестве. Тогда иеромонах Григорий Колорадский не оставляя надежд на хиротонию тоже присоединился к каллиникитам.

В 2003 году, спустя 9 лет после смерти Авксентия, Синод Киусиса заявил, что отзывает низвержение Архиепископа Авксентия!. В том же самом году и каллиникиты, теперь уже предводительствуемые "Архиепископом" Макарием Афинским заявили о снятии низвержения с Авксентия, и стали утверждать, что он умер в 1994 году как истинный Архиепископ, и что Митрополит Хризостом Киусис не является канонически избранным Архиепископом в 1986 году. Однако, это решение Синодов Киусиса и Макария является духовным свидетельством против них самих. Ведь, если Авксентий никогда не был законно низвержен, то и у Хризостомовского Синода Киусиса и у Каллиникитского Синода нет никакого мало-мальски канонического оправдания своему существованию. Они – сознавшиеся раскольники! Но в то же время Авксентьевский Синод также больше не существует, так как "максимиты" - не что иное как сборище епископов-бродяжек и признанных виновными педофилов. Такую же «добрую» славу имеют и "бостонцы" - есть свидетельства более чем 17 бывших монахов Свято-Преображенского монастыря с обвинениями в гомосексуализме руководителей монастыря! В любом случае, у последней группы нет почти никакого присутствия в Греции вообще. Наконец, "Миланский Синод" под руководством масона Евлогия Хесслера также не представляет исторический Авксентьевский Синод. У него нет никакого присутствия в Греции, и он разорвал общение с Авксентием накануне его смерти.

Таким образом, можно сказать, что сегодня нет ни одного существующего «флоринского» Синода, который может иметь законную претензию именовать себя преемниками первоначального Флорино-Акакиевского Синода, который существовал как одно целое между 1960 и 1972 годами. И что касается ныне существующих - это только расколы и парасинагоги, которые откололись от того первоначально тела флорино-акакиевцев. Конечно и та первоначальная группа являлась расколом (Флоринский раскол 1937 года), и происхождение ее "Апостольского Преемства" ущербно изначально. Даже если любая из нынешних раскольнических групп утверждает, что представляет ту первоначальную группу - они попросту основывают свою каноничность на неканоничном фундаменте!

В настоящее время имеется восемь главных групп флорино-акакиевской «традиции». Шесть из них (хризостомовцы, киприаниты, максимиты, макариане, нефониты и авлониты) преимущественно находятся в Греции и лживо заявляют, что они и есть "Истинно-Православная Церковь Греции". У оставшихся двух групп (Миланский Синод и HOCNA) нет фактически никакого присутствия в Греции вообще, но они - независимые группы, которые находят свое происхождение где-нибудь в духовном хаосе флорино-акакиан. Миланский Синод имеет присутствие только в Западной Европе и Северной Америке, но находится в общине с авлонитами Греции. У HOCNA есть присутствие в основном в Северной Америке. Несмотря на тот факт, что HOCNA имеет практически нулевое присутствие в Греции, она утверждает, что является "Истинно-Православной Церковью Греции," и признает Макария Торонтского как местоблюстителя Архиепископого Афинского трона. Бостонцы пытались объединиться с каллиникитами в Греции, но союз провалился.

Примечательно, что ни один из бесчисленных расколов среди "флорино-акакиан" никогда не произошел из-за вероисповедных вопросов. Каждая из этих расколов есть следствие канонического хаоса. Большинство канонических нарушений, которые вызвали эти расколы, происходили из-за неосмотрительности, или жадности флорино-акакиевских иерархов. Не является тайной Архиепископа Авксентия и то, что постоянно на протяжении всего его длительного руководства, им непрерывно принималось духовенство, которое бежало из или было низвергнуто иными юрисдикциями по причинам безнравственности. Другое славолюбивое и властолюбивое духовенство присоединилось к флорино-акакиевцам просто потому, что это был легкий путь к хиротониям - неважно канонически или нет. Таким образом, история флорино-акакиан полна иерархов, которые по примеру Иуды Искариота предали Христа и Церковь Его ради денег. Еще иные, с другой стороны, по примеру проклятого Симона Волхва дали свои деньги с целью опорочить Церковь Божию. Таким образом, эти флорино-акакиевские "епископы" - хорошо нарисованные изображения Иуды Искариота и Симона Волхва, но никак не образы Христа.

Никогда еще в истории Церкви не было такого духовного хаоса как вызванный флорино-акакианами. Бывали случаи в прошлом, когда отдельные иерархи ссорились по различным незначительным причинам. Также были случаи, когда имелись протвоборствующие группы и разделения среди православных, но в конце концов всегда побеждало единство в Исповедании веры и разделения прекращались. Однако, никогда не было такого в истории Церкви, когда уже шесть больших групп и несколько других меньших сект той же самой флорино-акакиевской «традиции», возникшей незаконно и неканонически, бесконечно плодят и плодят новые парасинагоги и расколы и конца этому не предвидится, причем каждая требует себе имени "Истинно-Православной Церкови Греции"! Полагать, что все, или несколько, или некоторые, или даже одна из этих флорино-акакиевских групп являются так или иначе "полностью каноническими", даже не жест надежды, а самообман, граничащий с безумием!

Матфеевцы, с другой стороны, оставались полностью едиными с 1937 до 1995 годы, без единого раскола или парасинагоги. Однако, ядовитое разложение акакиан стало просачиваться и в Матфеевский Синод с того момента, когда некоторые из иерархов начали лелеять мысли о о беззаконном союзе с одной из групп флорино-акакиевцев. Чтобы достигнуть своих экуменических целей, эти иерархи и подорвали целостность Матфеевского Синода, принимая разрешительную молитву, прочитанную над двумя матфеевскими епископами в 1971 году как будто бы это была действительная "хиротесия", и пустословя ложно, что эта "хиротесия" была прочитана над всеми матфеевскими иерархами. Все это делалось разумеется не случайно. Как плод этих богохульных утверждений возникли и григориевский раскол 1995 года и раскол николаитов 2005 года. Гргориане и николаиты могут поэтому быть объединены с флорино-акакиевцами и со всем адом старостильного экуменизма.

Законным преемником подлинной Истинно-Православной Церкви Греции и ее Священного Синода является Священный Синод, который в настоящее время возглавляется Митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Кириком, который находится в общении с Истинно-Православной Церковью Кипра во главе с Митрополитом Парфением Китийским, Истинно-Православной Церковью Румынии под руководством Епископов Кассиана Ясского и Геронтия Вранчского, Истинно-Православной Катакомбной Церквью России под руководством Митрополита Киевского Серафима и Истинно-Православной Церковью Кении при Епископе Матфее Кенийском. Эти поместные Истинно-Православные Церкви имеют действительное преемство от Вселенской Православной Церкви. Непосредственно в Греции Митрополит Кирик Месогейский и Лавреотикийский – есть законный Первоиерарх, после расколов 1924, 1937, 1995 и 2005 годов.
перевод иерея Андрея (Сиднева)