Священномученик Василий (в мiру Василий Иванович Зеленцов) — епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.

еп. Василий
епископ Прилукский Василий

Родился 4 апреля в 1870 году в семье протоиерея Иоанна Зеленцова, служившего в селе Зимарове Ранненбургского уезда Рязанской обл. Во святом крещении получил имя Василий. Получив благочестивое воспитание, Василий с ранних лет проникся искренней любовью к Православной вере, что определило в последствии его жизненный путь.

Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью магистра. Несмотря на возможное светское благополучие и развитие карьеры, он отказывается от мирской славы и поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

После ее окончания работал преподавателем русского языка в Екатеринославской духовной семинарии, а затем назначен Екатеринославским епархиальным миссионером. Принимал активное участие в подготовке к созыву Всероссийского Поместного Собора, который состоялся в 1917-1918 гг. Являлся и его членом как мирянин от Рязанской епархии. Вместе со своим духовником епископом Феофаном и другими иерархами выдвигает требование о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви, чему пытались противиться революционно-обновленческое крыло делегатов Собора.

После восстановления Патриаршества Василия Ивановича Зеленцова включили в состав соборной комиссии. В своей речи от 13 ноября 1917 года, в которой, задолго от разгона большевиками так называемого Учредительного собрания и начала массового террора, он предостерегал: «Государство будет жить и издавать законы, какие ему вздумаются. Ведь оно не захочет считаться с природой Церкви. Мы должны ожидать целого ряда законов, которые будут вредны для Церкви».

С началом смуты в 1918 году Поместный Собор был закрыт. Было закрыто и Духовное Училище. По приглашению архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) Василий Зеленцов переезжает в Полтаву, где первое время служит епархиальным миссионером в светском звании. С усилением гонений на Церковь Василий Иванович окончательно решает посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1919 году он принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова) и им же был рукоположен во иерея. С 1920 — второй священник, затем — настоятель Свято-Троицкой Церкви города Полтавы. После каждого богослужения отец Василий говорил проповеди. Прихожане очень любили своего настоятеля и его проповеди. Даже многие сектанты приходили слушать душеполезные поучения иеромонаха Василия и потом обращались в Православие. О.Василий учил паству внимательной молитве, ввел общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням. Он каждый день обходил пешком окраины города, раздавая нищим и голодным деньги, пожертвованные на Церковь. Помогая бедным, он взял на свое иждивение четырех детей-сирот умершего священника. В противовес комсомолу при церкви он создает Покровское христианское общество молодежи. Выступал против выдачи властям церковных ценностей. Отец Василий предложил властям разрешить ему собирать необходимые денежные средства вместо разграбления храмов. Безбожники отказали ему в этом и обвинили в антисоветской агитации.

Пятидесятилетний о.Василий был арестован 30 мая 1922 в Полтаве. В ответном слове на суде он осенил себя крестным знаменем и сказал:
«Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь по пунктам - вот она, - и показал тетрадь. Но сейчас я передумал и скажу немного. Я уже заявил вам, и еще раз заявляю, что я лояльный к советской власти, как таковой. Ибо она, как и все, попущена нам Свыше. Но где дело касается веры Христовой, касается храмов Божьих и человеческих душ, там я противился и буду противиться до последнего вздоха представителям любой власти. Позорно-грешно было бы мне - воину Христову, носящему этот Святой Крест на груди, защищать лично себя в то время, как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы делаете мне идейный вызов и я его принимаю...».
После его речи в зале раздался шум. Безбожники выкрикивали непристойные ругательства в адрес батюшки, требовали расстрела, другие, прихожане, плакали, требовали освободить невиновного. С трудом, повысив голос, ему удалось закончить свою мысль: «Да. Я принимаю ваш вызов. И какое бы наказание вы не вынесли бы мне, я должен перенести его твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет награды выше, как награда на Небесах». Отец Василий был приговорен к смертной казни. Шум, рыдания охватили зал. Многие бросились к батюшке. Милиция выгоняла людей, некоторых арестовывала. При слове «к расстрелу» отец Василий широко перекрестился и со смиренной, кроткой улыбкой повернулся лицом к народу, благословляя крестным знаменем людей, утешая словами: «Господь с вами, успокойтесь, все в Воле Божьей».

Опытный адвокат господин Оголевец убедительно доказывал невиновность священника, но к его доводам никто не прислушался. Народ не признал законности суда. После чего Оголевец подал ходатайство о помиловании, делегаты в тот же день выехали в Москву. Благодаря протесту, поданному верующими рабочими на имя В. И. Ленина, казнь была заменена пятью годами заключения. Каждый день к тюрьме приходили его духовные чада, приносили еду, книги, одежду. Он пользовался уважением среди заключенных, которые не позволяли ему выполнять унизительные наряды, защищали от грубого слова. После находился в заключении в Харьковской тюрьме, освобожден в 1925 по амнистии. Забрал с собой ребенка умершей женщины-нищенки (просившей милостыню у здания тюрьмы) и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.

Вернувшись в Полтаву, о. Василий застал церковную жизнь в полном запустении. В городе действовали раскольники, группы украинских самосвятов (автокефалистов) и обновленцев, против деятельности которых и начал возвышать свой голос о.Василий. И в городе удалось восстановить церковный мир, ослабить деятельность раскольников.

За такие заслуги по общему желанию духовенства, мирян и с благословения Патриарха Тихона отец Василий 12 августа 1924 года был хиротонисан во епископа (викарий) на Прилукскую кафедру (ныне Черниговская область). Хиротонию совершили архиепископ Григорий Полтавский и нелегально прибывший епископ Нежинский и Глуховский Дамаскин (Цедрик), управляющий Черниговской епархией. Все совершалось тайно. Владыка Василий с еще большей ревностью и твердостью стал бороться с раскольниками, богоборцами. Как постоянный призыв, звучали его слова: «... никаких поблажек, никаких компромиссов в вере, бороться и бороться с врагами Христа, нести пример всепобеждающей любви и веры, не бояться пыток и смерти, ибо страдания за Него - высшее счастье, высшая радость».

Однако архиерейство Святителя продолжалось недолго.

В сентябре 1926 еп. Василий был арестован (в этот раз уже навсегда) в Харькове (в Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущения народа, в основном рабочих) и, после долгих и лютых допросов, приговорён к 3 годам лагерей. Срок заключения отбывал на Соловках.

Однако его не сломило, и он продолжал активно участвовать в церковной жизни и не забывал о своей пастве, отгонял от нее волков, расхищающих Христово стадо. Находясь в лагере, осудил Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). Является автором послания
«Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия от 16/29 июля 1927» (осень 1927). Написал в начале 1928 «Мое завещание» с резкой критикой Декларации. Один из авторов Послания соловецких епископов, составленного в связи с декларацией митрополита Сергия, в котором содержался призыв открыто заявить большевистскому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии». Он указывал на недопустимость пути соглашательства со слугами антихриста и подчинения Церкви Христовой безбожной власти. Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперед не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность».

В ноябре 1928 освобождён из лагеря и перемещен в ссылку в Иркутскую область. Жил в деревне Пьяново Братского района, работал над богословскими трудами. Здесь его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала еще более ясной.

Вот его свидетельство о себе, взятое из протокола допроса того времени: «За время пребывания в ссылке в Братском районе я начал ряд богословских работ на тему: перевод литургии на русский язык с богословскими примечаниями, Библейские пояснения к книге Апокалипсис, и ряд заметок по разным Библейским вопросам, Каноническое положение неправославных христиан и наконец обращение к митр. Сергию в котором указываю, что он не сохранил чистоту православных принципов и идей, в своей декларации от 16/29 июля 1927 г. С декларацией Сергия я не согласен по ряду моментов содержания её, в частности не согласен и с тем, что советская власть есть от Бога, тогда как она уничтожает всё, что есть Божьего на земле».
Он отправил своей духовной дочери большую рукопись («В чём состоит верность Христу в церковной жизни» с критикой деятельности митрополита Сергия), требуя передать ее митрополиту Сергию. В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись.

В этой рукописи, помимо прочего, говорилось о необходимости борьбы с советской властью всеми возможными способами (вплоть до вооруженного восстания). Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение. Вскоре после этого, 9 декабря 1929, был арестован и этапирован под конвоем в Москву, в Бутырскую тюрьму. В жестоких пытках он не отказался от своих взглядов. После истязаний, 3 февраля 1930 коллегия ОГПУ приговорила его к расстрелу. Был расстрелян 7 февраля того же года.

Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище.

Священномучениче святителю отче Василие, моли Бога о нас!